Рост добычи угля в Кузбассе не
останавливается, чему не в последнюю очередь способствует инвестиционная
активность угольных компаний, направленная на модернизацию производства и
создание производств с высокопроизводительными характеристиками. Закупая новое
горно-транспортное и горно-шахтное оборудование (ГШО), предприятия
ориентируются на такие его параметры, как производительность, стоимость, а
также надежность и доступность в обслуживании. Увеличение добычи, естественно,
невозможно без инвестиций, в том числе, и направленных на модернизацию
производства. Что в свою очередь нельзя сделать без обновления техники и
оборудования.
К примеру, ОАО «Южный Кузбасс» приобрело
в 2011 году около 60 единиц крупногабаритной техники. Для открытых горных работ
– экскаваторы, бульдозеры, буровые станки, грейдеры. Для перевозки вскрышных
пород и добытого угля – автомобили марки «БелАЗ», а еще автомобили меньшего
размера. Для шахт были куплены газоразделительный комплекс, вентилятор главного
проветривания, ленточные конвейеры и др., для обогатительных фабрик –
необходимые для оборудования запчасти.
Среди закупок «Южным Кузбассом»
зарубежной техники экскаваторы Komatsu различных типов, бульдозеры Caterpillar
и Komatsu, буровые станки производства Sandviк-Tamrock-Driltech, два
автогрейдера Komatsu, 13 самосвалов «БелАЗ» грузоподъемностью от 27 до 220
тонн, механизированная крепь китайского производства, оборудование производства
фирмы Joy (очистной комбайн, перегружатель, забойный и завальный конвейеры).
Покупала компания и технику отечественного производства – погрузчики «Кировец»,
газоразделительный комплекс, два буровых станка, ленточные конвейеры,
перегружатель и дробилку.
Холдинг «Сибирский деловой союз» в развитие своих угольных предприятий
(находятся в составе или под управлением отраслевого подразделения ХК
«СДС-Уголь») инвестировал в 2011 году 12,8 млрд. рублей, из которых 10,6 млрд.
рублей была направлена на модернизацию производства, горно-транспортного и
горно-шахтного оборудования, строительство новых предприятий, в частности,
разреза «Первомайский» (был открыт в начале мая этого года) и обогатительной
фабрики «Черниговская-Коксовая» (ввод в эксплуатацию намечен на 4 квартал 2012
года). «Первомайский» построен с проектной мощностью 15 млн. тонн. Естественно,
что для такой мощности необходим высокопроизводительный технический парк.
По данным пресс-службы «СДС-Уголь», на
разрезе уже запущены в эксплуатацию современные экскаваторы импортного
производства: ЕХ-5500 – (с ковшом объёмом в 27 кубометров); EX-3600 – (21
кубометр); EX-2500 – (15 кубометр). В комплексе с ними работают автосамосвалы
грузоподъёмностью 220-240 тонн. Плюс к этому заключены контракты на поставку 2
экскаваторов P&H-2800 – (33 кубометра), автосамосвалов грузоподъёмностью
320 тонн, тяжёлых бульдозеров.
ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» в
прошлом году приобретало выемочно-погрузочную и бульдозерную технику,
технологические автомобили и буровое оборудование, железнодорожный транспорт и
вспомогательное оборудование. Всего в 2011 году на предприятия компании
поступило более 280 единиц техники на общую сумму в 7,4 млрд рублей. В прошлом
году компания приобрела 12 новых экскаваторов, среди которых 3 экскаватора
P&H-2800 с емкостью ковша 33 кубометра, один – с ёмкостью ковша 56
кубометров P&H-4100 компании Harnischfeger. Эта машина считается одной из
самых крупных в мире. В России подобная техника есть только на разрезах КРУ.
Кроме того, c прошлого года на Бачатском угольном разрезе в режиме
опытно-промышленной эксплуатации работает китайский экскаватор WK-35 с объемом
ковша 33 кубометра. В первом квартале нынешнего года года КРУ приобрел ещё 46
единиц техники, в том числе, 35 карьерных самосвалов БелАЗ с объёмом кузова от
45 до 220 тонн. Затраты на эти цели составили почти 4 млрд. рублей. В конце
апреля КРУ завершил испытания первого в России 32-кубового экскаватора ЭКГ-32Р
(производство ООО «ИЗ-КАРТЭКС им. П.Г. Коробкова»). Эта машина – самая мощная
на сегодняшний день из тех, которые в разные годы производились в СССР и
России.
Группа «Стройсервис» продолжает закупать технику в рамках масштабной инвестиционной
программы по модернизации и развитию производственных мощностей угледобывающих
предприятий компании. Только за прошлый год на эти цели было направлено 4,3
млрд. рублей, из которых две трети на закупки техники. Её парк на разрезе
«Шестаки» (входит в группу) пополнился в 2011 году несколькими 130-тонными БелАЗами,
современными гидравлическими экскаваторами Komatsu с объемом ковша 7 и 11
кубометров, отечественными ЭШ 10/70 и ЭКГ-10, американским буровым станком DML,
а также двумя мощными японскими бульдозерами на гусеничном и одним на колесном
ходу. Общая сумма инвестиций компании в предприятие по прошлому году составила
717,8 млн. рублей. Как поясняет пресс-служба «Стройсервиса», поставка нового,
современного, высокопроизводительного оборудования соответствует стратегии
компании по увеличению угледобычи, и направлена на то, чтобы вывести разрез «Шестаки»
на уровень стабильной добычи 1 млн тонн угля в год.
В условиях жёсткой конкуренции и наличии спроса производители
горно-шахтного оборудования и сервисные центры пытаются в свою очередь
соответствовать всем требованиям, чтобы завоевать потребителей, идут к ним не
только с новыми предложениями своей продукции, но и сервиса. К примеру,
американская компания «Joy Global Inc» в апреле нынешнего года начало
строительство в Прокопьевском районе нового сервисного центра. Компания поставляет
в Россию технику «Joy Mining Machinery» и «P&H Mining Equipment» для подземных
и наземных горных работ. Планируется, что новый кузбасский сервис-центр станет
базовым предприятием системы комплексного сопровождения оборудования Joy и
P&H, которое эксплуатируется на территории России и Казахстана.
В июле прошлого года произошло слияние двух ведущих производителей
горного оборудования Bucyrus International Inc и Caterpillar Inc, что открывает
новые перспективы на рынке сервисных услуг теперь уже по обслуживанию
оборудования CAT, в частности карьерных самосвалов, колесных погрузчиков,
гусеничных бульдозеров, автогрейдеров, колесных тракторов-скреперов, подземных
погрузчиков, подземных самосвалов, подземных бурильных установок и др. Годовой
оборот ООО «Бьюсайрус Сервис» увеличился с 740 млн. рублей в 2010 году до 1560
млн. рублей в 2011 году. Как пояснили в компании, увеличение оборота в 2011году
связано с тем, что в этот период ООО «Бьюсайрус Сервис» были переданы обязательства
по обслуживанию гидравлических экскаваторов на территории от Урала до Дальнего
Востока. Это вызвало резкое увеличения парка обслуживаемого оборудования. Также
на 2011 год пришлось несколько других крупных проектов, в частности проект
капитального ремонта оборудования, проект по продаже капитального оборудования
(один гидравлический экскаватор RH120 и два гидравлических экскаватора RH90 для
ООО «АНВ Групп»). Соответственно увеличилось и количество клиентов компании.
Стараются проявить себя и местные производители, в том числе, и работая
на рынке соседних стран. В марте нынешнего года ООО «Юргинский машиностроительный
завод» завершил изготовление крепи типа МКЮ.4У-10/20 для шахтоуправления «Покровское»
(Украина). Секции крепи этого типа предназначены для новой лавы этого
шахтоуправления, и по своим техническим характеристикам, заверяют на «Юрмаше»,
превосходят оборудование, эксплуатирующееся там в настоящий момент, что максимально
соответствуют горно-геологическим особенностям донецких лав. Другим продуктом,
которым «Юрмаш», очевидно, намерен завоевать рынок (или хотя часть его) должен
стать очистной комбайн нового поколения К750Ю. Пока завод объявил об изготовлении
только первого экземпляра комбайна.
Отечественным производителям непросто завоевывать или даже удерживать взятые
позиции на рынке. Хотя, как показывает положение ведущих производителей ГШО, положение
не такое уж безнадежное, и уже тем более, не бесперспективное, ведь они в любом
случае ближе к своим потребителям, и отнюдь не сидят на месте, стараясь
улучшить как качество выпускаемой продукции, так и последующего обслуживания.
Как сказано в отчетности старейшего кузбасского производителя, ОАО «Анжеромаш»,
предприятию приходится «вести конкурентную борьбу за возможность осуществлять
поставки своей продукции на шахты России, как с отечественными производителями
ГШО, так и с зарубежными фирмами, выпускающими аналогичную технику».
Деловые новости Кемерово 07.06.2012
|