Непонятная ситуация складывается вокруг
перспектив дальнейшей разработки Эльгинского угольного месторождения. В конце
прошлой недели произошел массированный «вброс» в СМИ информации о якобы
появившихся намерениях «Мечела» законсервировать Эльгинский проект на
неопределенный срок. Об этом, правда, исключительно на условиях анонимности,
недвусмысленно говорят и не зависящие друг от друга источники в «Якутугле». В
то же время официальная информация из уст различных лиц укладывается в
несколько слов: «ничего об этом не знаем».
Значение Эльгинского проекта для Якутии
в целом и для Нерюнгринского района, в частности, трудно переоценить. На фоне
постепенного исчерпания запасов Нерюнгринского угольного разреза в Эльге видят
едва ли не единственную «палочку-выручалочку» для дальнейшего развития Южной
Якутии. При этом запасы месторождения в шесть раз выше месторождения в
Нерюнгри, и качество коксующегося угля соответствует высшим мировым стандартам.
При этом территория вокруг Эльги не ограничивается месторождением угля. Вдоль
построенной «Мечелом» 320-километровой железной дороги Улак – Эльга имеются
многочисленные проявления железных руд, золота и других угольных месторождений,
что, конечно же, учитывалось компанией, вложившей миллиарды рублей в строительство
железной дороги.
И, тем не менее, «тревожный звоночек»
прозвучал еще 15 января, когда на совещании в Минвостокразвития России старший
вице-президент компании «Мечел» Виктор Тригубко заявил открытым текстом: «Мы
можем добыть на Эльге и 15, и 20 млн. тонн угля – но что мы с ним будем делать?
Если государство не поможет нам сейчас, мы просто задохнемся на каком-то
этапе».
По планам, ранее озвученным компанией
«Мечел», к 2020 году годовая добыча на Эльге должна составить до 18 млн. тонн
угля ежегодно, а в 20-е годы - достигнет 30 млн. тонн. Для этого компания
планирует построить три всесезонные обогатительные фабрики мощностью 9 млн.
тонн в год каждая, а также крупную ТЭЦ.
Однако Эльгинский проект не может
развиваться в замкнутом пространстве: десятки миллионов тонн угля отсюда надо
увозить. В проекте через каких-то семь лет заложено 18 млн. тонн, а провозная
способность всего БАМа сегодня меньше 20 млн. тонн в год, в то время как объем
заявок на транспортировку грузов даже без Эльги может достичь 100 млн. тонн в
год. Если уж серьезно думать об Эльге, то необходимо срочно проводить глубокую
модернизацию железнодорожной станции Улак, реконструировать участки железной
дороги на маршрутах Тында – Комсомольск-на-Амуре и Уссурийск – Хасан, а также
построить второй главный путь на участке Комсомольск-на-Амуре – Ванино.
Понятно, что полномочия «Мечела»,
самостоятельно построившего железнодорожный «аппендицит» на Эльгу, так далеко
не простираются. БАМ - это уже забота государства. Но что-то не видно никакого
движения на нынешнем БАМе. Построенная в 70-е годы прошлого века железная
дорога постепенно разрушается. Всё чаще слышны сообщения о сходе с рельсов грузовых
составов. Это показывает, что ветшающий БАМ не справляется даже с сегодняшними
нагрузками, о каких перспективах можно здесь говорить?
Официальная информация на счет
«приостановки» Эльги скупа и дозирована. На запрос издающейся в Якутске газеты
«Наше время» пресс-служба ОАО ХК «Якутуголь» ответила что «у компании «Мечел»
никаких намерений в отношении консервации Эльгинского проекта нет. Освоение
месторождения идет в соответствии с намеченными планами. Добыча угля на
Эльгинском разрезе продолжается. Одновременно с этим осуществляется комплекс
мероприятий по подготовке к возобновлению работы сезонной обогатительной
фабрики, которая была приостановлена на зимний период».
Ни головная компания «Мечел», ни
«Мечел-Майнинг» ни с какими с комментариями на эту тему не выступали.
Представители генерального подрядчика строительства Эльгинского угольного
комплекса – компании «Металургшахтспецстрой» также молчат.
На вопрос ИА SakhaNews прокуратуре
города Нерюнгри о слухах вокруг якобы «замораживания» Эльгинского проекта,
прокурор Евгений Трофимов 22 февраля ответил, что прокуратура не располагает
никакими официальными документами на эту тему.
Между тем, параллельно строительству
Эльгинского угольного комплекса стоит вопрос о возведении постоянного поселка
на Эльге. Понятно, что не может быть основным делом «Мечела» создание на Эльге
благоустроенного жилья, инфраструктуры, больниц и школ. Это забота государства,
которое существует для создания условий жизни людям. Однако в условиях крайней
удаленности от жилых мест и отсутствия жизнеобеспечивающей инфраструктуры
затраты на создание поселка Эльга примерно на три тысячи жителей оцениваются
более, чем в 100 млрд. рублей. В том числе, строительство благоустроенных жилых
домов общей площадью 486,6 тысячи квадратных метров обойдется в 33 млрд.
рублей. Стоимость создания социальной и инженерной инфраструктуры, больничного
и спортивного комплексов, школы, детского сада, отделения связи, полиции,
пожарного депо, дома культуры, котельных, внутрипоселковых ЛЭП составит 56
млрд. рублей. Строительство на Эльге аэропорта – 7,5 млрд. рублей.
Это меньше, чем в сопоставимых ценах
обошлось строительство города Нерюнгри, но все равно очень много, и под силу
только Российской Федерации. Напомним, что город Нерюнгри строила вся страна.
Позицию Нерюнгринской районной
администрации высказал, отвечая на вопрос ИА SakhaNews, первый заместитель
главы района Андрей Дорогань. Районные власти ставят перед холдинговой
компанией «Якутуголь» условие, чтобы все жители поселка Эльга были
трудоустроены и социально защищены, то есть имели возможность устроиться на
постоянную работу на предприятии, если не будут заняты в сфере жизнеобеспечения
или обслуживания.
Что же все-таки происходит вокруг Эльги?
По данным, которые из анонимных источников получила нерюнгринская газета
«Просто Нюрка», 15-го февраля управляющий директор ОАО ХК "Якутуголь"
Игорь Хафизов подписал приказ № 68 «О простое в филиале ОАО ХК «Якутуголь»
«Эльгинский угольный комплекс». Согласно приказу, с 17-го февраля работникам
филиала объявлено о вынужденном простое и переходе на оплату труда в размере
двух третей от среднего заработка. 14 февраля соответствующий приказ будто бы
появился в головном управлении «Мечела».
Издание приводит ряд цифр, официально,
правда, никем не подтвержденных, но пока и не оспоренных.
На Эльге будто бы планируют сократить
около 750 рабочих, принятых на железную дорогу по срочным трудовым договорам,
заключенных до окончания ее строительства. Без работы могут остаться более 350
человек из коллектива сезонной обогатительной фабрики и 200 рабочих из числа
постоянного состава коллектива Эльгинского угольного комплекса, 180 из них
проживают в Нерюнгринском районе.
В Нерюнгри говорят о том, что остановка
работ на Эльге может продлиться до августа. В Нерюнгринский центр труда и
занятости поступило извещение о том, что 78 работников Эльги переведены на «две
трети» из-за вынужденного простоя – пока только до конца февраля.
По данным «ПН», на самом Эльгинском
угольном комплексе предприняты повышенные меры безопасности, связанные с
ужесточением режима проезда техники через контрольно пропускной пункт. Если
стройку действительно планируют временно остановить, то новые правила контроля
направлены на предупреждение воровства на предприятии.
Олег СОЛОДУХИН. ИА SakhaNews http://www.1sn.ru/73731.html 27-02-2013 |