В июне снизились поставки по железной дороге за
рубеж
Неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках, а
также ряд внутрироссийских проблем (в частности, последствия аварии на шахте
«Распадская») привели в первой половине июня к замедлению динамики погрузки на
сети. В основном за счёт падения объёмов экспорта чёрных металлов, железной
руды и угля. В ОАО «РЖД» надеются на восстановление объёмов погрузки к концу
этой недели.
Как сообщил вчера на состоявшемся в ОАО «РЖД»
оперативном совещании первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД»
Сергей Колесников, с начала июня отставание плана по погрузке составляет 277
тыс. тонн. Это произошло из-за падения объёмов экспорта продукции
рудно-металлургического комплекса, а также нефти и нефтепродуктов. Погрузка на
экспорт значительно снизилась как к уровню прошлого года, так и к маю 2010-го,
отметил Сергей Колесников (см. справку).
Самой серьёзной и тревожной тенденцией является
снижение объёмов экспорта чёрных металлов. Она коснулась всех основных
направлений, по которым вывозится продукция российских металлургических
комбинатов. По данным ЦФТО, только в Китай в этом июне чёрных металлов
экспортировано на 61% меньше, чем в то же время 2009 года. «В Италию, куда мы
везём 17% всех чёрных металлов, объём сократился на 11%», – говорит Сергей
Колесников. Падение объёмов экспорта на Ближний Восток составило 60%, в
европейские страны – 10%.
Такую тенденцию специалисты ЦФТО объясняют
снижением мировых цен на чёрные металлы. Из-за чего, по словам Сергея
Колесникова, «продажи многих крупных металлургических комбинатов были
приостановлены».
По данным Лондонской биржи металлов (LME), цены
на чёрные металлы действительно вернулись к показателям начала этого года. В
январе тонна стали стоила около $400, столько же примерно она стоит и сейчас.
Но с марта по апрель цена достигала $600 за тонну стали. Это касается и Европы,
и стран Востока.
На внутреннем же рынке чёрных металлов, отмечает
Сергей Колесников, обратная ситуация: рост стоимости металлов привёл к тому,
что цены на них перестали соответствовать покупательской способности.
– В июне по сравнению с маем отмечено снижение
отгрузки чёрных металлов на экспорт на 30%, что связано с низким уровнем спроса
на российский металл в странах Западной Европы, Персидского залива и Турции. В
то же время июньские объёмы погрузки чёрных металлов по России сохранились на
уровне мая, – говорит исполняющая обязанности начальника Южно-Уральского
территориального центра фирменного транспортного обслуживания Лариса Чернова.
На ЮУЖД грузится продукция ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК)
и ОАО «Челябинский металлургический комбинат».
Официально в металлургических компаниях ситуацию
не комментируют. Но неофициально такие данные подтверждаются.
«На Магнитке все готовятся к тому, что про
экспорт придётся забыть. Поставки в Европу практически отсутствуют. Страны Азии
закупают металлы, но это, как правило, разовые сделки. Иран, который всегда был
постоянным покупателем продукции ММК, в два раза снизил объёмы закупок за
последние несколько месяцев», – говорит источник в отрасли.
Подобная ситуация сложилась и на предприятиях
«Северстали», отмечает он: «Там спасаются пока за счёт собственных предприятий
за рубежом, в частности, отгрузки идут в основном в Америку». То же самое у
Новолипецкого меткомбината. При этом внутренний рынок чувствует себя стабильно,
но у покупателей нет денег. То есть все готовы закупать, но просят отсрочки
платежей – однако металлурги так не работают».
Тем не менее, по данным ЦФТО, погрузка чёрных
металлов на внутренний рынок в целом по сети выросла к уровню июня 2009 года на
42%.
В целом объём внутрироссийских перевозок всех
грузов к уровню прошлого года вырос на 14%, к маю этого года – на 4%, что,
несомненно, свидетельствует о стабилизации спроса внутри страны. Снизившиеся же
в июне объёмы погрузки угля (см. справку на стр.1) эксперты объясняют
последствиями аварии, которая произошла на шахте «Распадская» в начале мая, а
также реакцией экспортёров на изменившиеся условия на внешнем рынке угля, где
цены также снизились.
Авария на «Распадской» привела к запрету на
экспорт коксующихся углей. Кроме того, по словам генерального директора
агентства «Росинформуголь» Анатолия Скрыля, другие шахты активно проверяются на
безопасность и часто закрываются. «Производители и покупатели также
пересматривают условия контрактов в связи с меняющейся конъюнктурой рынка.
Нужно наблюдать. Это переломный момент», – считает эксперт.
Снижение погрузки в сегменте нефтеналивных
грузов не столь значительно (минус 3,7% к плану). Объясняется оно традиционным
уходом российского мазута с железных дорог в сезон речной навигации, а также
проблемами, возникшими на направлении, ведущем в Китай через погранпереход
Забайкальск (ЗбЖД, один из основных маршрутов для железнодорожного экспорта
нефти). «Сокращение перевозок может быть связано с тем, что у нас в конце
прошлого месяца вводилась конвенция в направлении Забайкальска, там было
брошено до 15 поездов, – говорит начальник отдела внешнеторговых и транзитных
перевозок Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей Кузнецов.
– Плюс на китайской таможне выходила из строя электронная установка
сканирования поездов, из-за чего там не могли досматривать цистерны и полувагоны».
Общее же падение объёмов перевозок в Китай было
предсказуемым: в этой стране активно создавались собственные металлургические
мощности, что вкупе с падением объёмов производства автомобилей снизило спрос
на чёрные металлы. Однако эксперты пока предпочитают не строить мрачных
прогнозов по поводу перспектив поставок на этом направлении.
Как сообщил «Гудку» руководитель
Российско-китайского центра экономического сотрудничества Сергей Санакоев,
снижение экспорта в Китай связано с недавним укреплением рубля относительно
доллара и соответственно удорожания российского экспорта. Каких-то серьёзных
экономических оснований для снижения экспорта нет, поскольку экономика Китая
развивается без препятствий, считает он.
«Сейчас мы видим обратную ситуацию, когда курс
рубля ослабевает по отношению к доллару, поэтому в ближайшем будущем объёмы
экспорта должны восстановиться», – говорит эксперт.
Сергей Колесников, в свою очередь, выразил на
вчерашнем совещании в ОАО «РЖД» надежду на то, что уже к четвергу компания
войдёт в установленный план погрузки.
Иван Тарасов Справка «Гудка»
По данным ЦФТО, общая динамика погрузки в этом
месяце к уровню июня 2009 года составляет 8,7%, на экспортных направлениях же
динамика отрицательная – минус 3,2%.
В сравнении с погрузкой в мае этого года текущая
динамика на всех направлениях составляет плюс 0,8%, на экспортных – минус 5,4%.
В наибольшей степени снизилась экспортная
погрузка чёрных металлов: минус 22% к уровню июня прошлого года и минус 20% к
маю 2010 года.
Погрузка железной руды на экспорт снизилась на
15% относительно июня прошлого года и на 2% – к маю этого.
В отношении каменного угля падение экспорта не
такое резкое – минус 8% и минус 5% соответственно.
22-06-2010|Гудок (Газета, Москва)
|