Суббота, 24.07.2021, 06:45

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2010 » Июнь » 25 » Экспорт с препятствиями
23:03
Экспорт с препятствиями

В июне снизились поставки по железной дороге за рубеж

Неблагоприятная конъюнктура на мировых рынках, а также ряд внутрироссийских проблем (в частности, последствия аварии на шахте «Распадская») привели в первой половине июня к замедлению динамики погрузки на сети. В основном за счёт падения объёмов экспорта чёрных металлов, железной руды и угля. В ОАО «РЖД» надеются на восстановление объёмов погрузки к концу этой недели.

Как сообщил вчера на состоявшемся в ОАО «РЖД» оперативном совещании первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО «РЖД» Сергей Колесников, с начала июня отставание плана по погрузке составляет 277 тыс. тонн. Это произошло из-за падения объёмов экспорта продукции рудно-металлургического комплекса, а также нефти и нефтепродуктов. Погрузка на экспорт значительно снизилась как к уровню прошлого года, так и к маю 2010-го, отметил Сергей Колесников (см. справку).

Самой серьёзной и тревожной тенденцией является снижение объёмов экспорта чёрных металлов. Она коснулась всех основных направлений, по которым вывозится продукция российских металлургических комбинатов. По данным ЦФТО, только в Китай в этом июне чёрных металлов экспортировано на 61% меньше, чем в то же время 2009 года. «В Италию, куда мы везём 17% всех чёрных металлов, объём сократился на 11%», – говорит Сергей Колесников. Падение объёмов экспорта на Ближний Восток составило 60%, в европейские страны – 10%.

Такую тенденцию специалисты ЦФТО объясняют снижением мировых цен на чёрные металлы. Из-за чего, по словам Сергея Колесникова, «продажи многих крупных металлургических комбинатов были приостановлены».

По данным Лондонской биржи металлов (LME), цены на чёрные металлы действительно вернулись к показателям начала этого года. В январе тонна стали стоила около $400, столько же примерно она стоит и сейчас. Но с марта по апрель цена достигала $600 за тонну стали. Это касается и Европы, и стран Востока.

На внутреннем же рынке чёрных металлов, отмечает Сергей Колесников, обратная ситуация: рост стоимости металлов привёл к тому, что цены на них перестали соответствовать покупательской способности.

– В июне по сравнению с маем отмечено снижение отгрузки чёрных металлов на экспорт на 30%, что связано с низким уровнем спроса на российский металл в странах Западной Европы, Персидского залива и Турции. В то же время июньские объёмы погрузки чёрных металлов по России сохранились на уровне мая, – говорит исполняющая обязанности начальника Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Лариса Чернова. На ЮУЖД грузится продукция ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) и ОАО «Челябинский металлургический комбинат».

Официально в металлургических компаниях ситуацию не комментируют. Но неофициально такие данные подтверждаются.

«На Магнитке все готовятся к тому, что про экспорт придётся забыть. Поставки в Европу практически отсутствуют. Страны Азии закупают металлы, но это, как правило, разовые сделки. Иран, который всегда был постоянным покупателем продукции ММК, в два раза снизил объёмы закупок за последние несколько месяцев», – говорит источник в отрасли.

Подобная ситуация сложилась и на предприятиях «Северстали», отмечает он: «Там спасаются пока за счёт собственных предприятий за рубежом, в частности, отгрузки идут в основном в Америку». То же самое у Новолипецкого меткомбината. При этом внутренний рынок чувствует себя стабильно, но у покупателей нет денег. То есть все готовы закупать, но просят отсрочки платежей – однако металлурги так не работают».

Тем не менее, по данным ЦФТО, погрузка чёрных металлов на внутренний рынок в целом по сети выросла к уровню июня 2009 года на 42%.

В целом объём внутрироссийских перевозок всех грузов к уровню прошлого года вырос на 14%, к маю этого года – на 4%, что, несомненно, свидетельствует о стабилизации спроса внутри страны. Снизившиеся же в июне объёмы погрузки угля (см. справку на стр.1) эксперты объясняют последствиями аварии, которая произошла на шахте «Распадская» в начале мая, а также реакцией экспортёров на изменившиеся условия на внешнем рынке угля, где цены также снизились.

Авария на «Распадской» привела к запрету на экспорт коксующихся углей. Кроме того, по словам генерального директора агентства «Росинформуголь» Анатолия Скрыля, другие шахты активно проверяются на безопасность и часто закрываются. «Производители и покупатели также пересматривают условия контрактов в связи с меняющейся конъюнктурой рынка. Нужно наблюдать. Это переломный момент», – считает эксперт.

Снижение погрузки в сегменте нефтеналивных грузов не столь значительно (минус 3,7% к плану). Объясняется оно традиционным уходом российского мазута с железных дорог в сезон речной навигации, а также проблемами, возникшими на направлении, ведущем в Китай через погранпереход Забайкальск (ЗбЖД, один из основных маршрутов для железнодорожного экспорта нефти). «Сокращение перевозок может быть связано с тем, что у нас в конце прошлого месяца вводилась конвенция в направлении Забайкальска, там было брошено до 15 поездов, – говорит начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей Кузнецов. – Плюс на китайской таможне выходила из строя электронная установка сканирования поездов, из-за чего там не могли досматривать цистерны и полувагоны».

Общее же падение объёмов перевозок в Китай было предсказуемым: в этой стране активно создавались собственные металлургические мощности, что вкупе с падением объёмов производства автомобилей снизило спрос на чёрные металлы. Однако эксперты пока предпочитают не строить мрачных прогнозов по поводу перспектив поставок на этом направлении.

Как сообщил «Гудку» руководитель Российско-китайского центра экономического сотрудничества Сергей Санакоев, снижение экспорта в Китай связано с недавним укреплением рубля относительно доллара и соответственно удорожания российского экспорта. Каких-то серьёзных экономических оснований для снижения экспорта нет, поскольку экономика Китая развивается без препятствий, считает он.

«Сейчас мы видим обратную ситуацию, когда курс рубля ослабевает по отношению к доллару, поэтому в ближайшем будущем объёмы экспорта должны восстановиться», – говорит эксперт.

Сергей Колесников, в свою очередь, выразил на вчерашнем совещании в ОАО «РЖД» надежду на то, что уже к четвергу компания войдёт в установленный план погрузки.

Иван Тарасов Справка «Гудка»

По данным ЦФТО, общая динамика погрузки в этом месяце к уровню июня 2009 года составляет 8,7%, на экспортных направлениях же динамика отрицательная – минус 3,2%.

В сравнении с погрузкой в мае этого года текущая динамика на всех направлениях составляет плюс 0,8%, на экспортных – минус 5,4%.

В наибольшей степени снизилась экспортная погрузка чёрных металлов: минус 22% к уровню июня прошлого года и минус 20% к маю 2010 года.

Погрузка железной руды на экспорт снизилась на 15% относительно июня прошлого года и на 2% – к маю этого.

В отношении каменного угля падение экспорта не такое резкое – минус 8% и минус 5% соответственно.

22-06-2010|Гудок (Газета, Москва)

Просмотров: 273 | Добавил: vopeople | Теги: добыча угля 2010, Угольная промышленность России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0