ФАС продолжает кампанию против ОАО РЖД.
Служба нашла признаки ограничения конкуренции в схеме, по которой монополия и
крупные операторы вывозят уголь из Кузбасса. Схема появилась еще в 2011 году
после поручения президента, но ведомство сочло, что ее использовали "для
оправдания незаконных действий". Теперь ОАО РЖД грозит штраф до 12 млрд
руб., а операторам — в целом до 5,5 млрд руб.
ФАС завершила рассмотрение дела "о
разделе рынка услуг операторов подвижного состава" в Кемеровской области.
Оно возбуждено весной в отношении ОАО РЖД, 12 железнодорожных операторов и
властей региона из-за утвержденной в 2011 году схемы, которая позволяет возить
уголь из Кузбасса ограниченному списку компаний. Теперь ФАС выявила
"антиконкурентное соглашение" между ответчиками. Число операторов,
участвовавших в "сговоре", выросло до 16, среди них Первая грузовая
компания, подконтрольная ОАО РЖД Федеральная грузовая компания (ФГК) и
"Нефтетранссервис".
По версии ФАС, схема ограничила доступ
на рынок для других компаний. Из решения службы следует, что ответчики признаны
нарушившими статью 16 закона "О конкуренции". Сначала служба искала в
схеме признаки картеля. В ФАС "Ъ" пояснили, что операторам и ОАО РЖД
грозит штраф в 1-15% выручки за 2012 года от перевозки угля из Кузбасса,
администрации региона — фиксированный штраф 20-50 тыс. руб.
По оценке главы
"Infoline-Аналитики" Михаила Бурмистрова, объем перевозки угля по
Западно-Сибирской железной дороге в 2012 году — порядка 195 млн тонн, а инфраструктурная
составляющая тарифа (ее получает ОАО РЖД) могла составить около 80 млрд руб.
Вагонная составляющая операторов — порядка 36 млрд руб. То есть штраф ОАО РЖД
за 2012 год может составить 0,8-12 млрд руб., общий штраф операторов — 0,36-5,5
млрд руб.
Решение ограничить число операторов
принято в октябре 2011 года. Тогда губернатор Аман Тулеев жаловался президенту
Дмитрию Медведеву, что "пути забиты" и могут быть "сложности с
переброской угля" в Центральную Россию. Через две недели регион отобрал
крупных операторов и заключил с ними соглашения на гарантированный вывоз. ОАО
РЖД обязалось не принимать заявки на перевозку в Кузбасс порожних полувагонов
других операторов. В 2012 году НП ОЖдПС, куда входит около 40 небольших
компаний, обратилось в ФАС.
В ОАО РЖД не признают нарушений и
говорят, что решение было принято "по поручению премьера" из-за
"затоваривания" станций порожняком. Но в ФАС уверяют, что поручение
"не содержало указаний о конкретных мерах" и "было использовано
в качестве оправдания незаконных действий". В ФГК подчеркнули, что
действия операторов "были открыты и направлены на урегулирование
кризиса". В "Нефтетранссервисе" говорят, что "сговора не
было", операторов отбирала администрация области. Ее представитель Алексей
Синицын сообщил "Ъ" о намерении обжаловать решение ФАС. В НП ОЖдПС
считают, что обвиняемые виноваты сами — "увлеклись доказыванием отсутствия
картельного сговора, но признавали ограничения конкуренции".
Коммерсантъ 09.09.2013 |