В
2010 году примерно треть потребностей украинской металлургии в коксующихся
углях придется удовлетворять за счет импорта. В среднесрочной перспективе такая
пропорция, скорее всего, сохранится, зато структура зарубежных закупок
претерпит значительные изменения. Традиционным поставкам из России и Казахстана
придется потесниться под натиском заокеанского сырья для коксохимии.
Еще в прошлом году правительство
Тимошенко не шутя размышляло об ограничении ввоза в Украину коксующегося угля.
Уже тогда подобные намерения не вязались с логикой рынка, а теперь впору
объявлять в этом сегменте политику открытых дверей. Ни отечественные шахтеры,
ни их коллеги из ближнего зарубежья не в состоянии полностью насытить аппетиты
украинского ГМК в 2010 году. Люфт в размере от 1 до 3 млн т придется засыпать
коксующимся углем заокеанского происхождения. Но чем быстрее восстановится
национальная металлургия, тем выше окажется итоговый результат такого импорта.
Официальный прогноз производства чугуна
в Украине на 2010 год – 27,8 млн. т. Впрочем, уже сейчас отечественные
металлурги работают с опережением. В январе-феврале среднесуточная выплавка
чугуна составляла 75 тыс. т, в первой половине марта превысила 82 тыс. т, а в
апреле ожидается еще на тысячу-другую больше. При таких темпах чугунный итог
года способен вписаться в диапазон 29-30 млн. т. И помешать этому могут только
две вещи: глобальные экономические катаклизмы или дефицит кокса.
Согласно расчетам Анатолия Старовойта,
генерального директора ассоциации "Укркокс", прогнозный расход кокса
на тонну чугуна составит в 2010 году 584 кг. Таким образом, для производства
27,8 млн т чугуна потребуется 16,2 млн т кокса и соответственно 25,9 млн т
угольного сырья. Но если темпы чугунной плавки окажутся выше ожидаемых (что уже
происходит), то и запросы на коксовый компонент возрастут. Пока в
"Укркоксе" прогнозируют 8,7 млн т импорта углей, но и рубеж в 9 млн т
преодолеть реально, превзойдя, таким образом, и прошлогодний, и
позапрошлогодний показатель. Рекордный ввоз коксующихся углей был зафиксирован
в 2007 году – 10,1 млн т. Ни до, ни после к этой цифре украинский ГМК не
приближался.
Правда, в I квартале нынешнего года
импорт сырья для коксохимиков не дотянул даже до 2 млн т, но в то же время
резко возрос импорт готового кокса (особенно в феврале – более чем вдвое).
Однако во II квартале приоритеты украинских металлургов почти наверняка
поменяются. Товарный кокс с начала года на отечественном рынке уже подорожал
примерно на треть, причем цены взвинтили российские поставщики. При такой
конъюнктуре гораздо выгоднее ввозить в страну уголь и отдавать его на переработку
коксохимикам, особенно если делать это в рамках корпоративной цепочки.
С завершенными цепочками, правда, не все
так гладко. Единственное металлургическое предприятие в Украине, в избытке
обеспеченное и угольным концентратом, и коксом, – завод "Донецксталь"
Виктора Нусенкиса, но лишь потому, что объемы выплавки у него не столь высоки.
Гиганты же украинской металлургии вынуждены закупать коксовый компонент на
стороне. И пока большинство взглядов обращено в сторону РФ. Ведь до сих пор
70-80% нужд Украины в коксующихся углях удовлетворяла именно Россия. Но
качество соседского товара все меньше соответствует запросам заказчиков. Как
отмечает начальник отдела угля дивизиона угля и стали холдинга "Метинвест"
Константин Кокарев, в последние годы наиболее качественные сорта углей
(коксовой и спекающейся группы) россияне реализуют на родине, в Украину же ввозятся
низкосернистые отощающие угли с большим содержанием инертинита (иногда до 60%).
Кроме того, часть российских шахт уже
переориентировались на Китай, где спрос на кокс и сырье для его производства не
ослабевает, а цену за него дают даже несколько выше. Работать на три фронта –
домашний, украинский и китайский – угольщикам России мешает и ограниченность
железнодорожного транспорта. Другими словами, для ритмичной отправки угля во
всех направлениях не хватает вагонов. Правда, благодаря тому, что три
украинских коксохимических завода принадлежат российской группе
"Евраз", их обеспеченность сырьем серьезных опасений пока не
вызывает. Это значит, что можно рассчитывать на ежегодное поступление 5-6 млн т
угля с собственных евразовских шахт и закупленных у кузбасских коллег. Но вот
на большее – вряд ли. В последнее время коксоугольный импорт из России
стабильно сокращается: с 7,5 млн т в 2006 году до 5,5 млн т – в 2009 году. В I
квартале 2010 года объемы поставок российского угля лишь немного (примерно на
40 тыс. т) превышали среднемесячный показатель прошедшего года.
Возможность же перекрыть дефицит
коксующегося угля благодаря росту отечественной добычи тоже слаба. Инвестиции в
госсектор, даже если найдутся деньги и они будут вложены немедленно, отдачу
принесут лишь через год-два. По мнению заместителя гендиректора по сбыту и
маркетингу ЗАО "Донецксталь-МЗ" Валерия Хилько, проблему можно было
бы решить, передав коксохимикам часть добываемого в стране энергетического
угля, а также за счет более активной работы частных шахт. Однако и здесь есть
свои контраргументы. В национальном балансе энергетического угля прорехи не
меньше, чем в балансе коксующихся углей. Группа "Энерго", в состав
которой входит и "Донецксталь", декларирует намерения увеличить в
2010 году добычу углей коксующихся марок примерно на 800 тыс. т. Но не
исключено, что эти излишки она предпочтет отправить на экспорт, как делает уже
сейчас.
При таких условиях неудивительно, что
уже в первые месяцы 2010 года активизировался ввоз в Украину угольного сырья из
США и Канады по морю. Кроме предприятий из групп "ИСД" и
"Метинвеста", уже третий год практикующих подобные закупки, к
заокеанской альтернативе прибег и комбинат "АрселлорМиттал Кривой
Рог". Вероятно, что уже с мая предложение импортного коксующегося угля,
доставляемого по морю, возрастет на внутреннем рынке в 2-3 раза. Ведь к этому
времени холдинг "Метинвест" намерен наладить регулярное судоходное
сообщение между американским Балтимором и украинским портом Южным, поставляя в
Украину сырье, добытое своей американской компанией United Coal.
Первое увеличение поставок американского
коксующегося угля было зафиксировано в стране 2 года назад. Но тогда его
осложняли два фактора. Во-первых, собственных угольных активов за океаном
Украина не имела. Во-вторых, логистика перевозок была двухэтапной. Сначала
большегрузным судном уголь доставляли в болгарский порт Бургас (позднее – в
румынскую Констанцу), а уже оттуда мелкими партиями (по 5-10 тыс. т)
переправляли в Бердянск или Мариуполь. Сейчас ситуация изменилась, и в лучшую
сторону.
В апреле 2009 года группа
"Метинвест" завершила сделку по приобретению американской компании
United Coal, в состав которой входят 4 шахты с общим объемом добычи по итогам
2009 года 3,81 млн т. В этом году данный показатель планируется увеличить до
4,77 млн т, а в пятилетней перспективе – до 9 млн т. Причем если сейчас United
Coal добывает энергетический и коксующийся уголь примерно в равной пропорции,
то дальнейшее наращивание производства будет идти преимущественно за счет
коксовых марок.
Порт Южный в 2010 году уже начал
набираться опыта в обслуживании судов типа "Capesize" (дедвейтом 100-150
тыс. тонн), что существенно удешевит перевозку угля со США в Украину. По
расчетам Константина Кокарева из дивизиона угля и стали холдинга
"Метинвест", транспортировка из Балтимора в Южный на 70-тысячных судах
прибавляет к стоимости каждой тонны угля 27-30 долл., а использование судов
"Capesize" позволяет снизить издержки на 10-15%. Поэтому в Украине
могут появиться и другие глубоководные портовые мощности (например, в
Севастополе или Очакове), способные принимать пароходы-гиганты.
Безусловно, американский коксоугольный
ресурс сегодня дороже российского и тем более украинского. На конец марта это соотношение в среднем составляло 220-230 долл./т
против 170-180 долл./т в пользу угля из России. Но это еще ни о чем не говорит.
Ведь тот же "Метинвест" покупает свой американский уголь не по
рыночной, а по внутрикорпоративной цене. А себестоимость его добычи не столь и
велика, поскольку на шахтах United Coal используется карьерная, а не подземная
разработка. Кроме того, там получают малосернистые марки "Ж", "ОС"
и "К", позволяющие снижать расход кокса при выплавке чугуна и
пригодные для применения в технологии пылеугольного вдувания топлива, благодаря
которой экономится газ. И наконец, если Кабмин поддержит инициативу
Министерства экономики об увеличении в 2,1 раза отпускных цен на коксующийся
уголь, получаемый госшахтами, то даже традиционные покупатели трижды подумают,
прежде чем брать товар с содержанием серы 1,5-3% от общей массы. Ведь потом в
шихту все равно придется крошить дорогой качественный уголь.
Ярослав Ярош
МинПром 12.04.2010 09:27
|