Среда, 11.12.2024, 02:16

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Январь » 30 » Кузбасс должен стать "угольным Сколково"
15:51
Кузбасс должен стать "угольным Сколково"

РБК daily - Кризис, падение спроса на уголь и кокс, страшная авария на шахте «Распадская» — мало кому из губернаторов приходилось одновременно разбираться с таким набором вызовов. Но глава Кемеровской области Аман Тулеев считает, что надо учиться на каждом таком примере: поощрять новые отрасли в области, например, нефтехимии, стимулировать новые технологии производства и охраны труда, строить наукограды и технопарки. К 2020 году область должна превратиться в крупнейший в мире метаноугольный регион со своей системой образования и новыми производствами. Об этом АМАН ТУЛЕЕВ рассказал РБК daily.

Рекорд столетия

— Аман Гумирович, как бы вы охарактеризовали экономическую ситуацию в Кемеровской области, меняется ли она к лучшему в последние годы?

— Последние годы ситуация менялась не единожды. Как известно, до 2008 года промышленность Кемеровской области была на подъеме, потом обвал, сейчас снова подъем. Валовой региональный продукт в 2010 году составил 603 млрд руб., рост к уровню 2009 года — 4,8%. Для сравнения: в целом по России прирост составит 4%.

По итогам 2009 года правительство РФ определило 20 регионов, которые имеют высокий уровень эффективности работы исполнительной власти. Кузбасс в этом списке по динамике показателей на пятом месте в России.

— Какие меры предприняли власти Кузбасса, чтобы смягчить последствия рецессии?

— Кемеровская область оказалась в числе регионов России, которые наиболее сильно пострадали от кризиса. И это объяснимо. Наши базовые отрасли — угольная, металлургическая — интегрированы в экономику 85 стран мира. Благодаря Кузбассу Россия занимает третье место в мире по экспорту угля (по энергетическим маркам). Естественно, это наложило свой отпечаток на всю экономику Кузбасса. Самый тяжелый для нас период был с октября 2008 года по апрель 2009 года. За это время сильно сократился спрос на нашу продукцию на внешнем и внутреннем рынках. Объем производства в угледобыче сократился на 12%. В металлургии — на 20%. Цены на уголь упали на 56%, на металл — на 38%.

Соответственно, начались проблемы и в других отраслях, таких как машиностроение, горнорудная промышленность, строительство и др. За этот же период объемы производства снизились в машиностроении — почти наполовину, в производстве стройматериалов — на 62%, в химической отрасли — на 16%.

В результате серьезно осложнилась ситуация на рынке труда. Численность безработных (зарегистрированных) в области увеличилась в два раза.

Только за первые месяцы 2009 года (январь—апрель) Кузбасс потерял 10 млрд руб. в доходной части бюджета.

В этой непростой ситуации мы совместно с нашим правительством, министерствами, депутатами, лидерами профсоюзных и общественных организаций приложили колоссальные усилия и разработали областную антикризисную программу. Напомню, что 12 марта 2009 года по моей просьбе у нас, в Новокузнецке, прошло выездное заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития. И я очень благодарен председателю правительства России Владимиру Путину за то, что он лично приехал и провел это заседание. Были рассмотрены наши предложения по стабилизации ситуации в угольной и металлургической отраслях, и мы скорректировали свою антикризисную программу поддержки реального сектора экономики, малого бизнеса и населения.

С руководителями предприятий в течение этого года мы подписали соглашения, которые, считаю, являются настоящим сплавом интересов и трудовых коллективов, и собственников, и власти. В соглашениях мы договорились максимально сохранить рабочие места основных профессий в базовых отраслях, удержать основное ядро рабочих коллективов.

Считаю, наша совместная предметная работа по реализации антикризисных мер в Кузбассе позволила нам выстоять, избежать остановки ключевых предприятий области, не допустить массовых увольнений работников — сохранить экономическую и социальную стабильность.

— Кузбасс, как известно, много лет славится добычей «черного камня», или, как еще его называют, «черного янтаря». Какой этап переживает сейчас угольная промышленность?

— Несмотря на остановку крупнейшей в России шахты «Распадская», которая давала 6,5 млн т коксующегося угля в год, угольная отрасль одной из первых в Кузбассе вышла на докризисный уровень производства. По итогам 2010 года шахтеры добудут 185 млн т угля (в 2009 году — 181,3 млн т). Такой результат будет получен впервые за более чем 100-летнюю историю угледобычи в Кузбассе!

По моему личному мнению и полученному заключению экспертов, увеличение объемов добычи угля в Кузбассе без ущерба для природы и человека возможно до 200 млн т. Исходя из этого принято решение больше не разрешать выдачу лицензий на разработку новых угольных месторождений (кроме технологических разработок). Главная задача — восстановить то, что нарушено, и максимально сохранить природу.

Что конкретно сделано в угольной отрасли в 2010 году. Только за десять месяцев введены в эксплуатацию четыре разреза и одна обогатительная фабрика. До конца года будет введено еще одно угледобывающее предприятие — шахта-разрез «Инской».

Шахты и разрезы области переходят на новую, суперсовременную, мощную технику ведущих мировых производителей. И, как результат, растет производительность труда: в этом году она увеличилась на 4% в сравнении с 2009 годом.

Ключевым вопросом угольной отрасли остается безопасность шахтерского труда. В 2010 году после многолетней, упорной, целенаправленной работы Госдума приняла, наконец, закон о дегазации шахт. Главная его ценность в том, что устанавливается порог опасности, когда дегазация шахт становится обязательной.

В целом на дальнейшее развитие угольной отрасли, техническое перевооружение и безопасность шахтерского труда в 2010 году будет направлено 35,5 млрд руб. инвестиций. Будет создано 3400 новых рабочих мест. Средняя заработная плата работников угольной отрасли увеличится на 15% и к концу года достигнет 27 тыс. руб.

В бюджет области от угольной отрасли по итогам 2010 года поступит около 17,5 млрд руб. налогов, это на 2,7 млрд руб. больше, чем в 2009 году.

— А над чем придется работать в 2011 году?

— В угольной отрасли в рамках модернизации будет введено девять новых современных предприятий. Это четыре разреза: «Купринский», «Участок открытых горных работ «Верхне-Саландинский», «Майский» (Прокопьевский район), разрез «Бунгурский» (Новокузнецкий район) и одна шахта — «Распадская-Коксовая» (Междуреченск). Тем самым будут перекрыты потери из-за временной остановки шахты «Распадская».

В целом в развитие угольной отрасли планируется в 2011 году направить 38 млрд руб. инвестиций, что на 2,5 млрд руб. больше, чем в 2010 году. В основном средства пойдут на техническое перевооружение производства и на безопасность шахтерского труда.

Угольные предприятия перечислят в областной бюджет 18 млрд руб. налогов (в 2010 году — 17,5 млрд руб.). В отрасли будет создано 2185 новых рабочих мест.

Не только уголь

— В феврале этого года президент РФ Дмитрий Медведев назвал положительным примером стартовавший в Кемеровской области проект по промышленной добыче газа метана из угольных пластов. Не могли бы вы подробнее объяснить преимущество нового метода?

— Сегодня президент России Дмитрий Медведев определил главный вектор развития экономики страны — это модернизация всех отраслей и в первую очередь промышленности. Основные направления развития нашей главной, угольной отрасли — это внедрение новых, наиболее безопасных технологий добычи угля вплоть до безлюдных и глубокая переработка угля с получением из него бензола, метанола, полукокса, моторного топлива и строительных материалов.

Для продвижения новых перспективных проектов в производство мы создали технопарк в сфере высоких технологий. Сейчас в работе находится около 100 проектов. Совместно с ОАО «Газпром» первыми в России приступили к масштабной добыче газа метана из угольных пластов и его использованию. В феврале 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев лично принял участие в запуске этого прорывного проекта. На сегодняшний день мы пробурили семь скважин по добыче метана, установили газозаправочную станцию, котельную по переработке газа в тепловую энергию, модульную электростанцию. Только за два года (2008—2009) в проект инвестировано порядка 1 млрд руб., а общая стоимость проекта составит в целом более 80 млрд руб.

Сегодня добыча метана на Талдинском месторождении составляет 12 тыс. куб. м в сутки, а уже к 2015 году сможем выйти на промышленную добычу метана в объеме 1,5 млрд куб. м.

— Что дает внедрение новой, газовой отрасли региону?

— Первое — мы полностью обеспечим предприятия и население Кемеровской области новым видом топлива, новым энергоносителем — газом метаном, а значит, и электрической энергией.

Кроме того, промышленная добыча метана позволит нам к 2020 году не только удовлетворить собственные потребности в газе, но и поставлять его излишки нашим соседям в другие регионы.

Реализация программы «Метан Кузбасса» приведет к сокращению выбросов в атмосферу не только метана, но и продуктов сжигания угля. В результате значительно улучшится экология в Кузбассе.

Наша задача — превратить Кузбасс из региона угольного в метаноугольный.

— Все ограничивается углем?

— Нет, в 2008 году мы запустили еще одну принципиально новую для Кузбасса отрасль. Сегодня реализуется проект по строительству Яйского нефтеперерабатывающего завода. С вводом завода и развитием действующих предприятий мы сможем у себя в области перерабатывать до 4,5 млн т сырой нефти. Это позволит полностью обеспечить Кузбасс дизтопливом, мазутом и марками бензина с низким октановым числом, которые мы сейчас завозим из разных регионов России.

— Почему угольный регион решил стимулировать нефтепереработку?

— Кузбасс давно ощутил потребность в собственном нефтеперерабатывающем предприятии: в течение последних лет область стабильно потребляет около 3 млн т нефтепродуктов в год. Большая их часть завозится железнодорожным транспортом с Омского, Ачинского и Ангарского заводов. Потребление нефтепродуктов в Кемеровской области примерно на 30% выше, чем в соседних регионах. Это связано с развитой в Кузбассе горнодобывающей промышленностью, на долю которой приходится более 60% дизельного топлива от общеобластного объема потребления.

В марте 2004 года коллегия обладминистрации одобрила строительство нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения предприятий Кузбасса горюче-смазочными материалами, создания конкуренции на рынке нефтепродуктов и организации рабочих мест. А в 2010 году в регионе открылся новый нефтеперерабатывающий завод «Анжерский» проектной мощностью 600 тыс. т в год, произведен пуск первой установки по атмосферной перегонке нефти производительностью 120 тыс. т в год.

На основании постановления коллегии администрации области Анжерская нефтегазовая компания включена в Перечень инвестиционных проектов, поэтому с 2011 года компания освобождается от уплаты налога на имущество и налоговая ставка на прибыль снижается на 4,5% до срока окупаемости, но не более чем на пять лет.

В состав холдинговой компании «Кем-Ойл» наряду с Анжерской нефтегазовой компанией входит нефтеперерабатывающий завод «Северный Кузбасс». Общая мощность двух заводов холдинга — «Анжерского» и строящегося «Северного Кузбасса» (пуск первой очереди намечен на 2011 год) рассчитана на переработку нефти до 2 млн т в год.

Как ожидается, в 2011 году компания доведет переработку нефти до 1 млн т с лишним в год, а в 2012-м — до 2 млн т в год. Общий объем инвестиций за четыре года строительства заводов составил около 8 млрд руб. До конца 2012 года компания вложит еще около 3,5 млрд руб.

Кроме того, наша задача — увеличить степень глубины переработки нефти до 90% путем усовершенствования технологии для выпуска продукции, соответствующей стандартам Евро-3 и Евро-4, а затем и Евро-5.

Проект, реализуемый холдинговой компанией «Кем-Ойл», не только коммерческий, но и социальный. Запуск второй очереди позволит создать около 500 рабочих мест, сегодня уже работают 350 человек. Благодаря вводу в промышленную эксплуатацию нефтеперерабатывающего комплекса бюджеты разных уровней получат дополнительно более 500 млн руб. налоговых поступлений в год.

— Как продвигается строительство Яйского НПЗ (когда его введут в эксплуатацию и сколько нефти он будет перерабатывать)? Удалось ли построить два мини-НПЗ в Анжеро-Судженске, которые когда-то грозилась запустить компания «Кем-Ойл»?

— В сентябре 2008 года мы начали строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода мощностью 3 млн т нефти в год. Для бесперебойной работы разрезов и предприятий области нам требуется только дизельного топлива более 2 млн т в год. Сегодня мы завозим его из Омской области, Красноярского края. Плюс еще нам необходимо около 1 млн других нефтепродуктов: мазута, бензина, керосина.

И все это перевозится в железнодорожных цистернах. Тратится время, страдает экология, да и для Кузбасса это влетает в копеечку. К примеру, чтобы перевезти 1 т бензина или дизельного топлива из Омска в Кемерово, нужно заплатить почти 1400 руб. за тонну. А мы завозим, повторяю, до 3 млн т различных нефтепродуктов. Конечно, это накладно во всех отношениях.

Первая очередь Яйского НПЗ (ввод в конце 2011 года) — это производство качественного мазута (в объеме 45% от общей производственной мощности предприятия — 3 млн т), дизельного топлива (36%) и прямогонного бензина (17%).

На втором этапе (2012 — первая половина 2013 года) планируется освоить производство нового, уникального для Кузбасса, дефицитного на мировых рынках продукта — нефтяного кокса, который необходим для цветной металлургии, в основном для производства алюминия. К примеру, один только Новокузнецкий алюминиевый завод потребляет ежемесячно 10 тыс. т нефтяного кокса. Сегодня мы его завозим из Китая. А в целом по России его нехватка составляет более 1 млн т в год.

На третьем этапе (конец 2013 — вторая половина 2014 года) завод выйдет на углубленную переработку прямогонного бензина с получением высокооктанового бензина и авиационного керосина, которые соответствуют международному стандарту Евро-4.

В целом инвестиции на строительство Яйского НПЗ составят 37 млрд руб.

Пуск Яйского НПЗ в 2014 году позволит значительно сократить поставки нефтепродуктов из других регионов (Красноярского края, Омской области), на 60% обеспечить Кузбасс дизельным топливом собственного производства от сегодняшней потребности (2 млн т дизельного топлива в год).

Главное, мы будем производить дизельное топливо и бензин практически на месте их потребления. А это позволит сократить на 10% транспортную составляющую в цене ГСМ.

Угленаукоград

— Аман Гумирович, каким вы видите будущее Кузбасса? За счет каких стратегических экономических направлений регион будет развиваться и процветать?

— Если говорить об экономике Кузбасса в целом, главными направлениями работы остаются дальнейшая модернизация, техническое перевооружение, повышение производительности труда и энергоэффективности производства во всех отраслях и в первую очередь, конечно, в нашей ведущей угольной отрасли.

В последнее время мы тесно и согласованно работаем с президиумом Сибирского отделения Российской академии наук и Кемеровским научным центром. В настоящее время продолжается его реорганизация. Созданы институты угля и углехимии. Считаю, эти институты должны ежегодно разрабатывать по новому мощному проекту.

На очереди — создание Института металлургии и техногенных полезных ископаемых в Новокузнецке и в перспективе — Кемеровского филиала Института вычислительных технологий Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск). Кемеровский научный центр должен стать центром науки мирового класса.

Сейчас создаем технопарк в сфере высоких технологий. Два года назад провели совместную коллегию администрации Кемеровской области и президиума Сибирского отделения Российской академии наук. Так

Просмотров: 469 | Добавил: vopeople | Теги: новости угольной отрасли | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0