РБК daily - Кризис, падение спроса на
уголь и кокс, страшная авария на шахте «Распадская» — мало кому из губернаторов
приходилось одновременно разбираться с таким набором вызовов. Но глава
Кемеровской области Аман Тулеев считает, что надо учиться на каждом таком примере:
поощрять новые отрасли в области, например, нефтехимии, стимулировать новые
технологии производства и охраны труда, строить наукограды и технопарки. К 2020
году область должна превратиться в крупнейший в мире метаноугольный регион со
своей системой образования и новыми производствами. Об этом АМАН ТУЛЕЕВ
рассказал РБК daily.
Рекорд столетия
— Аман Гумирович, как бы вы
охарактеризовали экономическую ситуацию в Кемеровской области, меняется ли она
к лучшему в последние годы?
— Последние годы ситуация менялась не
единожды. Как известно, до 2008 года промышленность Кемеровской области была на
подъеме, потом обвал, сейчас снова подъем. Валовой региональный продукт в 2010
году составил 603 млрд руб., рост к уровню 2009 года — 4,8%. Для сравнения: в
целом по России прирост составит 4%.
По итогам 2009 года правительство РФ
определило 20 регионов, которые имеют высокий уровень эффективности работы
исполнительной власти. Кузбасс в этом списке по динамике показателей на пятом
месте в России.
— Какие меры предприняли власти
Кузбасса, чтобы смягчить последствия рецессии?
— Кемеровская область оказалась в числе
регионов России, которые наиболее сильно пострадали от кризиса. И это
объяснимо. Наши базовые отрасли — угольная, металлургическая — интегрированы в
экономику 85 стран мира. Благодаря Кузбассу Россия занимает третье место в мире
по экспорту угля (по энергетическим маркам). Естественно, это наложило свой
отпечаток на всю экономику Кузбасса. Самый тяжелый для нас период был с октября
2008 года по апрель 2009 года. За это время сильно сократился спрос на нашу
продукцию на внешнем и внутреннем рынках. Объем производства в угледобыче
сократился на 12%. В металлургии — на 20%. Цены на уголь упали на 56%, на
металл — на 38%.
Соответственно, начались проблемы и в
других отраслях, таких как машиностроение, горнорудная промышленность,
строительство и др. За этот же период объемы производства снизились в
машиностроении — почти наполовину, в производстве стройматериалов — на 62%, в
химической отрасли — на 16%.
В результате серьезно осложнилась
ситуация на рынке труда. Численность безработных (зарегистрированных) в области
увеличилась в два раза.
Только за первые месяцы 2009 года
(январь—апрель) Кузбасс потерял 10 млрд руб. в доходной части бюджета.
В этой непростой ситуации мы совместно с
нашим правительством, министерствами, депутатами, лидерами профсоюзных и
общественных организаций приложили колоссальные усилия и разработали областную
антикризисную программу. Напомню, что 12 марта 2009 года по моей просьбе у нас,
в Новокузнецке, прошло выездное заседание Правительственной комиссии по
вопросам регионального развития. И я очень благодарен председателю
правительства России Владимиру Путину за то, что он лично приехал и провел это
заседание. Были рассмотрены наши предложения по стабилизации ситуации в
угольной и металлургической отраслях, и мы скорректировали свою антикризисную
программу поддержки реального сектора экономики, малого бизнеса и населения.
С руководителями предприятий в течение
этого года мы подписали соглашения, которые, считаю, являются настоящим сплавом
интересов и трудовых коллективов, и собственников, и власти. В соглашениях мы
договорились максимально сохранить рабочие места основных профессий в базовых
отраслях, удержать основное ядро рабочих коллективов.
Считаю, наша совместная предметная
работа по реализации антикризисных мер в Кузбассе позволила нам выстоять,
избежать остановки ключевых предприятий области, не допустить массовых
увольнений работников — сохранить экономическую и социальную стабильность.
— Кузбасс, как известно, много лет
славится добычей «черного камня», или, как еще его называют, «черного янтаря».
Какой этап переживает сейчас угольная промышленность?
— Несмотря на остановку крупнейшей в
России шахты «Распадская», которая давала 6,5 млн т коксующегося угля в год,
угольная отрасль одной из первых в Кузбассе вышла на докризисный уровень
производства. По итогам 2010 года шахтеры добудут 185 млн т угля (в 2009 году —
181,3 млн т). Такой результат будет получен впервые за более чем 100-летнюю историю
угледобычи в Кузбассе!
По моему личному мнению и полученному
заключению экспертов, увеличение объемов добычи угля в Кузбассе без ущерба для
природы и человека возможно до 200 млн т. Исходя из этого принято решение
больше не разрешать выдачу лицензий на разработку новых угольных месторождений
(кроме технологических разработок). Главная задача — восстановить то, что
нарушено, и максимально сохранить природу.
Что конкретно сделано в угольной отрасли
в 2010 году. Только за десять месяцев введены в эксплуатацию четыре разреза и
одна обогатительная фабрика. До конца года будет введено еще одно
угледобывающее предприятие — шахта-разрез «Инской».
Шахты и разрезы области переходят на
новую, суперсовременную, мощную технику ведущих мировых производителей. И, как
результат, растет производительность труда: в этом году она увеличилась на 4% в
сравнении с 2009 годом.
Ключевым вопросом угольной отрасли
остается безопасность шахтерского труда. В 2010 году после многолетней,
упорной, целенаправленной работы Госдума приняла, наконец, закон о дегазации
шахт. Главная его ценность в том, что устанавливается порог опасности, когда
дегазация шахт становится обязательной.
В целом на дальнейшее развитие угольной
отрасли, техническое перевооружение и безопасность шахтерского труда в 2010
году будет направлено 35,5 млрд руб. инвестиций. Будет создано 3400 новых
рабочих мест. Средняя заработная плата работников угольной отрасли увеличится
на 15% и к концу года достигнет 27 тыс. руб.
В бюджет области от угольной отрасли по
итогам 2010 года поступит около 17,5 млрд руб. налогов, это на 2,7 млрд руб.
больше, чем в 2009 году.
— А над чем придется работать в 2011
году?
— В угольной отрасли в рамках
модернизации будет введено девять новых современных предприятий. Это четыре
разреза: «Купринский», «Участок открытых горных работ «Верхне-Саландинский»,
«Майский» (Прокопьевский район), разрез «Бунгурский» (Новокузнецкий район) и
одна шахта — «Распадская-Коксовая» (Междуреченск). Тем самым будут перекрыты
потери из-за временной остановки шахты «Распадская».
В целом в развитие угольной отрасли
планируется в 2011 году направить 38 млрд руб. инвестиций, что на 2,5 млрд руб.
больше, чем в 2010 году. В основном средства пойдут на техническое
перевооружение производства и на безопасность шахтерского труда.
Угольные предприятия перечислят в
областной бюджет 18 млрд руб. налогов (в 2010 году — 17,5 млрд руб.). В отрасли
будет создано 2185 новых рабочих мест.
Не только уголь
— В феврале этого года президент РФ
Дмитрий Медведев назвал положительным примером стартовавший в Кемеровской
области проект по промышленной добыче газа метана из угольных пластов. Не могли
бы вы подробнее объяснить преимущество нового метода?
— Сегодня президент России Дмитрий
Медведев определил главный вектор развития экономики страны — это модернизация
всех отраслей и в первую очередь промышленности. Основные направления развития
нашей главной, угольной отрасли — это внедрение новых, наиболее безопасных
технологий добычи угля вплоть до безлюдных и глубокая переработка угля с
получением из него бензола, метанола, полукокса, моторного топлива и
строительных материалов.
Для продвижения новых перспективных
проектов в производство мы создали технопарк в сфере высоких технологий. Сейчас
в работе находится около 100 проектов. Совместно с ОАО «Газпром» первыми в
России приступили к масштабной добыче газа метана из угольных пластов и его
использованию. В феврале 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев лично принял
участие в запуске этого прорывного проекта. На сегодняшний день мы пробурили
семь скважин по добыче метана, установили газозаправочную станцию, котельную по
переработке газа в тепловую энергию, модульную электростанцию. Только за два
года (2008—2009) в проект инвестировано порядка 1 млрд руб., а общая стоимость
проекта составит в целом более 80 млрд руб.
Сегодня добыча метана на Талдинском
месторождении составляет 12 тыс. куб. м в сутки, а уже к 2015 году сможем выйти
на промышленную добычу метана в объеме 1,5 млрд куб. м.
— Что дает внедрение новой, газовой
отрасли региону?
— Первое — мы полностью обеспечим
предприятия и население Кемеровской области новым видом топлива, новым
энергоносителем — газом метаном, а значит, и электрической энергией.
Кроме того, промышленная добыча метана
позволит нам к 2020 году не только удовлетворить собственные потребности в
газе, но и поставлять его излишки нашим соседям в другие регионы.
Реализация программы «Метан Кузбасса»
приведет к сокращению выбросов в атмосферу не только метана, но и продуктов
сжигания угля. В результате значительно улучшится экология в Кузбассе.
Наша задача — превратить Кузбасс из
региона угольного в метаноугольный.
— Все ограничивается углем?
— Нет, в 2008 году мы запустили еще одну
принципиально новую для Кузбасса отрасль. Сегодня реализуется проект по
строительству Яйского нефтеперерабатывающего завода. С вводом завода и
развитием действующих предприятий мы сможем у себя в области перерабатывать до
4,5 млн т сырой нефти. Это позволит полностью обеспечить Кузбасс дизтопливом,
мазутом и марками бензина с низким октановым числом, которые мы сейчас завозим
из разных регионов России.
— Почему угольный регион решил
стимулировать нефтепереработку?
— Кузбасс давно ощутил потребность в
собственном нефтеперерабатывающем предприятии: в течение последних лет область
стабильно потребляет около 3 млн т нефтепродуктов в год. Большая их часть
завозится железнодорожным транспортом с Омского, Ачинского и Ангарского
заводов. Потребление нефтепродуктов в Кемеровской области примерно на 30% выше,
чем в соседних регионах. Это связано с развитой в Кузбассе горнодобывающей
промышленностью, на долю которой приходится более 60% дизельного топлива от
общеобластного объема потребления.
В марте 2004 года коллегия
обладминистрации одобрила строительство нефтеперерабатывающих заводов для
обеспечения предприятий Кузбасса горюче-смазочными материалами, создания
конкуренции на рынке нефтепродуктов и организации рабочих мест. А в 2010 году в
регионе открылся новый нефтеперерабатывающий завод «Анжерский» проектной
мощностью 600 тыс. т в год, произведен пуск первой установки по атмосферной
перегонке нефти производительностью 120 тыс. т в год.
На основании постановления коллегии
администрации области Анжерская нефтегазовая компания включена в Перечень
инвестиционных проектов, поэтому с 2011 года компания освобождается от уплаты
налога на имущество и налоговая ставка на прибыль снижается на 4,5% до срока
окупаемости, но не более чем на пять лет.
В состав холдинговой компании «Кем-Ойл»
наряду с Анжерской нефтегазовой компанией входит нефтеперерабатывающий завод
«Северный Кузбасс». Общая мощность двух заводов холдинга — «Анжерского» и
строящегося «Северного Кузбасса» (пуск первой очереди намечен на 2011 год)
рассчитана на переработку нефти до 2 млн т в год.
Как ожидается, в 2011 году компания
доведет переработку нефти до 1 млн т с лишним в год, а в 2012-м — до 2 млн т в
год. Общий объем инвестиций за четыре года строительства заводов составил около
8 млрд руб. До конца 2012 года компания вложит еще около 3,5 млрд руб.
Кроме того, наша задача — увеличить
степень глубины переработки нефти до 90% путем усовершенствования технологии
для выпуска продукции, соответствующей стандартам Евро-3 и Евро-4, а затем и
Евро-5.
Проект, реализуемый холдинговой
компанией «Кем-Ойл», не только коммерческий, но и социальный. Запуск второй
очереди позволит создать около 500 рабочих мест, сегодня уже работают 350
человек. Благодаря вводу в промышленную эксплуатацию нефтеперерабатывающего
комплекса бюджеты разных уровней получат дополнительно более 500 млн руб.
налоговых поступлений в год.
— Как продвигается строительство Яйского
НПЗ (когда его введут в эксплуатацию и сколько нефти он будет перерабатывать)?
Удалось ли построить два мини-НПЗ в Анжеро-Судженске, которые когда-то
грозилась запустить компания «Кем-Ойл»?
— В сентябре 2008 года мы начали
строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода мощностью 3 млн т нефти в
год. Для бесперебойной работы разрезов и предприятий области нам требуется
только дизельного топлива более 2 млн т в год. Сегодня мы завозим его из Омской
области, Красноярского края. Плюс еще нам необходимо около 1 млн других
нефтепродуктов: мазута, бензина, керосина.
И все это перевозится в железнодорожных
цистернах. Тратится время, страдает экология, да и для Кузбасса это влетает в
копеечку. К примеру, чтобы перевезти 1 т бензина или дизельного топлива из
Омска в Кемерово, нужно заплатить почти 1400 руб. за тонну. А мы завозим,
повторяю, до 3 млн т различных нефтепродуктов. Конечно, это накладно во всех
отношениях.
Первая очередь Яйского НПЗ (ввод в конце
2011 года) — это производство качественного мазута (в объеме 45% от общей
производственной мощности предприятия — 3 млн т), дизельного топлива (36%) и
прямогонного бензина (17%).
На втором этапе (2012 — первая половина
2013 года) планируется освоить производство нового, уникального для Кузбасса,
дефицитного на мировых рынках продукта — нефтяного кокса, который необходим для
цветной металлургии, в основном для производства алюминия. К примеру, один
только Новокузнецкий алюминиевый завод потребляет ежемесячно 10 тыс. т
нефтяного кокса. Сегодня мы его завозим из Китая. А в целом по России его
нехватка составляет более 1 млн т в год.
На третьем этапе (конец 2013 — вторая
половина 2014 года) завод выйдет на углубленную переработку прямогонного
бензина с получением высокооктанового бензина и авиационного керосина, которые
соответствуют международному стандарту Евро-4.
В целом инвестиции на строительство
Яйского НПЗ составят 37 млрд руб.
Пуск Яйского НПЗ в 2014 году позволит
значительно сократить поставки нефтепродуктов из других регионов (Красноярского
края, Омской области), на 60% обеспечить Кузбасс дизельным топливом
собственного производства от сегодняшней потребности (2 млн т дизельного
топлива в год).
Главное, мы будем производить дизельное
топливо и бензин практически на месте их потребления. А это позволит сократить
на 10% транспортную составляющую в цене ГСМ.
Угленаукоград
— Аман Гумирович, каким вы видите
будущее Кузбасса? За счет каких стратегических экономических направлений регион
будет развиваться и процветать?
— Если говорить об экономике Кузбасса в
целом, главными направлениями работы остаются дальнейшая модернизация,
техническое перевооружение, повышение производительности труда и
энергоэффективности производства во всех отраслях и в первую очередь, конечно,
в нашей ведущей угольной отрасли.
В последнее время мы тесно и
согласованно работаем с президиумом Сибирского отделения Российской академии
наук и Кемеровским научным центром. В настоящее время продолжается его
реорганизация. Созданы институты угля и углехимии. Считаю, эти институты должны
ежегодно разрабатывать по новому мощному проекту.
На очереди — создание Института
металлургии и техногенных полезных ископаемых в Новокузнецке и в перспективе —
Кемеровского филиала Института вычислительных технологий Сибирского отделения
Российской академии наук (Новосибирск). Кемеровский научный центр должен стать
центром науки мирового класса.
Сейчас создаем технопарк в сфере высоких
технологий. Два года назад провели совместную коллегию администрации
Кемеровской области и президиума Сибирского отделения Российской академии наук.
Так |