В настоящее время на складах
угледобывающих предприятий находится свыше 10,7 млн тонн угля, что в два раза
превышает нормативный запас. На ряде предприятий вынуждены сокращать объем
производства, в связи с невозможностью отправки продукции. За восемь месяцев
текущего года из-за недостаточного обеспечения вагонами ОАО «Первая грузовая
компания» и ОАО «Вторая грузовая компания» потребителям кузбасского угля не
отгружено более 4 млн тонн угольной продукции.
Как отметил первый заместитель
губернатора Кемеровской области Валентин Мазикин, в Кузбассе сложилась крайне
сложная ситуация с отгрузкой добытого угля. В связи с реформой ОАО «Российские
железные дороги» и передачей вагонного парка в дочерние коммерческие структуры
на рынок услуг вышли новые перевозчики со своим подвижным составом и своими
условиями оплаты за перевозки. Только на территории Кемеровской области в
настоящее время осуществляют перевозки грузов более 200 операторов.
Недостатки существующей нормативной
базы, регламентирующей перевозки грузов в собственном подвижном составе и его
нахождение на инфраструктуре, привели к нерациональному использованию приватных
порожних вагонов, увеличению времени их простоя, росту встречных порожних
пробегов и, как следствие, снижению производительности грузовых вагонов и
увеличению количества «узких мест» на наиболее востребованных направлениях
перевозок.
Сегодня в Кузбассе при наличии на
станциях и подъездных путях более 15 тысяч порожних полувагонов для отгрузки
угля (разной собственности), но в сутки отгружается менее половины из них.
Занятость инфраструктуры
невостребованными приватными вагонами разных операторов, вызывает проблемы не
только в работе транспорта, но и угольных предприятий. В результате снижаются
объемы по вывозу угля потребителям.
Дальнейшее затягивание с принятием мер
по совершенствованию нормативно-правовой базы грозит остановкой производства
добычи и переработки угля. Причины недогруза ранее уже неоднократно
озвучивались: это не только периодически возникающий острый дефицит вагонов
крупнейших операторских компаний, но также и чрезмерный рост нагрузки на
станции и подъездные пути вследствие недостатков технологии управления подвижным
составом. Фактически управляемость железнодорожной сетью отгрузки угля в
настоящее время совершенно недостаточна.
EnergyLand.info 13.09.2011
|