РЖД удалось отстоять основные принципы
развития рынка грузовых перевозок
ОАО «РЖД» согласовало с профильными ведомствами проект целевой модели
рынка грузовых перевозок, который будет представлен правительству в середине декабря.
Компании удалось отстоять ключевые позиции, которые содержались в аналогичном
документе, представленном РЖД и McKinsey общественности год назад.
– Профильные министерства, ведомства и ОАО «РЖД» достигли компромисса в
решении основных спорных вопросов относительно структурных преобразований на
среднесрочную перспективу и подготовили проект «Целевой модели рынка грузовых
железнодорожных перевозок на период до 2015 года», – сообщил «Гудку» руководитель
департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД» Рамиль
Талипов.
Главными задачами, которые должны быть решены до 2015 года, остались завершение
формирования конкурентного рынка в сфере оперирования грузовыми вагонами,
развитие института локальных перевозчиков, законодательное закрепление сетевого
контракта в инфраструктурном комплексе и совершенствование системы государственного
тарифного регулирования.
Модель не предусматривает организационного разделения грузовых перевозок
и инфраструктуры. По имеющимся экспертным оценкам, такая мера увеличила бы затраты
на перевозку грузов на 223 млрд руб. в год из-за роста транзакционных издержек
и усложнения технологического процесса взаимодействия. Кроме того, исчезла бы
возможность финансировать развитие инфраструктуры за счёт части прибыли от
перевозок, а это, в свою очередь, потребовало бы существенного роста
государственных субсидий или роста тарифов.
Ещё одна ключевая позиция проекта – институт локальных перевозчиков. Он
будет создаваться для привлечения инвестиций в обновление парка локомотивов и
развитие конкуренции в перевозочной деятельности по типу «за маршрут» и «на
маршруте». Локальные перевозчики будут работать на специально выделенных
линиях, которые определят федеральные органы власти по согласованию с ОАО
«РЖД». При этом тарифы на услуги инфраструктуры должны обеспечивать равную
экономическую эффективность её эксплуатации и на выделенном участке, и на всей
сети, исключая возможность образования «локального экономического оптимума».
Нормативные и тарифные условия деятельности локальных перевозчиков будут
формироваться до 2015 года. Параллельно намечено отрабатывать технологию их
взаимодействия с ОАО «РЖД», грузоотправителями и операторами подвижного состава.
Оперировать вагонами в общесетевом масштабе будут три-четыре крупные
компании, принадлежащие различным собственникам. Но на рынке продолжат работу нишевые,
специализированные компании.
Для совершенствования системы государственного тарифного регулирования
определены первоочередные и среднесрочные меры. К первоочередным относятся унификация
тарифов на порожний пробег и разделов 2 и 3 Прейскуранта 10-01, к среднесрочным
– формирование тарифов на основе фактических затрат, сокращение межотраслевого
субсидирования и поэтапная отмена исключительных тарифов.
Как ранее заявляла на расширенной коллегии Минтранса заместитель руководителя
ФСТ Тамара Стебунова, унификация тарифов разделов 2 и 3 Прейскуранта 10-01
может быть завершена в 2011 году. По остальным вопросам ясности по срокам
реализации пока нет.
«Проект Целевой модели устраивает участников рынка перевозок, и принципиальные
изменения в него вноситься не будут, – считает заместитель начальника департамента
государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Андрей
Емельянов.
По его словам, операторы поддержали идею о том, что до 2015 года независимые
от РЖД перевозчики могут работать только на локальных участках.
«Даже это довольно рискованно, поскольку пока мы не понимаем, к чему это
приведёт, – говорит Андрей Емельянов. – Мы оценим последствия этого решения, прежде
чем частные перевозчики смогут выйти со своими локомотивами на общую сеть».
По мнению Минтранса, трёх-четырёх крупных компаний вполне достаточно,
чтобы говорить о том, что рынок полувагонов не является монопольным. Какая из
компаний, помимо ПГК и ВГК, станет действительно общесетевой, будет ясно после
продажи Первой грузовой.
Модель также предусматривает разработку сетевого контракта – системы долгосрочных
договорных отношений между государством и владельцем инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования.
Она должна регламентировать их взаимные обязательства насчёт содержания
и развития инфраструктуры. 30.11.2010 /www.perevozki.ru |