Россию не пускают к недрам соседа
Вчерашние переговоры президента РФ
Дмитрия Медведева с монгольским коллегой Цахиагийном Элбэгдоржем не приблизили
Москву к победе в борьбе за недра Монголии. Несмотря на готовность Москвы
вложить в строительство инфраструктуры в Монголии свыше $1,5 млрд, Улан-Батор
пока не предоставляет надежные гарантии того, что российские компании будут
допущены к освоению крупнейшего в мире неразработанного угольного месторождения
Таван-Толгой. По данным "Ъ", монгольское руководство склоняется к тому,
чтобы отдать доли в этом проекте сразу нескольким компаниям из разных стран и
строить железные дороги от месторождения и в Россию, и в Китай. Эксперты
убеждены, что вариант транспортировки угля через РФ окажется более затратным и
менее востребованным, чем через КНР.
В Москве визита Цахиагийна Элбэгдоржа
ждали с большим нетерпением. По словам собеседника "Ъ" в МИД РФ,
приезд монгольского президента должен был прояснить вопрос о том, получат ли
российские компании доступ к крупнейшему в мире неразработанному месторождению
угля Таван-Толгой. Его запасы оцениваются в 6,5 млрд тонн, 40% из них —
коксующиеся марки (для сравнения: запасы крупнейшего в России Эльгинского месторождения
составляют всего 2 млрд тонн).
Однако вчерашняя встреча в Кремле, а
также последующие переговоры с участием премьера Владимира Путина судьбу
российской заявки на участие в освоении Таван-Толгоя так и не прояснили.
"Мы, конечно, продолжим работу и по Таван-Толгою. Я надеюсь, что в
ближайшее время будет принято окончательное решение руководством Монголии о
том, кто и каким образом будет заниматься разработкой этого месторождения,—
заявил господин Медведев по итогам переговоров с монгольским гостем.— Мы свое предложение
сделали. Мы считаем его весьма и весьма экономически сбалансированным и
полезным для развития Монголии и, конечно, взаимовыгодным для наших
сторон". Глава ОАО РЖД Владимир Якунин после переговоров сообщил, что
решение о судьбе месторождения власти Монголии огласят в июне-июле.
Источник "Ъ", близкий к
переговорам, добавляет, что никакого четкого ответа относительно перспектив РЖД
получить доступ к месторождению от господина Элбэгдоржа вчера получено не было.
По его словам, пока не помогли решить вопрос и те наметки, которые были сделаны
во время декабрьского визита монгольского премьера Сухбаатарына Батболда в
Москву: тогда он договорился об урегулировании долга Монголии перед РФ в обмен
на обещание учитывать интересы Москвы при освоении Таван-Толгоя (см.
"Ъ" от 15 декабря 2010 года). Та же судьба, похоже, постигла и
совместный урановый проект.
Получить этот лакомый актив Москва
пытается уже не первый год. В 2009 году РЖД создала СП "Развитие
инфраструктуры" с монгольскими госкомпаниями "Эрдэнэс МГЛ" и
"Монгол Темир Зам" (50% у РЖД, по 25% — у монгольских структур). Предприятие
должно было заняться строительством железных дорог к крупнейшим монгольским
месторождениям, которые помогли бы вывезти ресурсы из зажатой между Китаем и РФ
республики на мировые рынки. В качестве своего взноса Россия обещала внести в
СП $1,5 млрд. Монголия же свой взнос собиралась оплатить лицензиями на освоение
Таван-Толгоя и крупнейшего в стране золотомедного месторождения Оюу-Толгой. По
крайней мере, как рассказывал "Ъ" господин Якунин в мае 2009 года
(см. "Ъ" от 14 мая 2009 года), именно это тогдашний монгольский
премьер Санжийн Баяр обещал Владимиру Путину.
Однако затем стали происходить странные
вещи. В октябре 2009 года лицензию на Оюу-Толгой монгольское правительство отдало
альянсу австрало-британской Rio Tinto и канадской Ivanhoe Mines — выяснилось,
что лицензию им Улан-Батор выдал давно, однако затем несколько лет обсуждались
условия лицензионного соглашения. А потом правительство неожиданно сообщило,
что на доступ к Таван-Толгою будет проведен международный тендер (он был
объявлен еще до заявления о партнерстве с РЖД).
На тендер будет выставлено не все
месторождение. В июле прошлого года великий хурал (парламент) Монголии утвердил
программу, согласно которой месторождение разделено на два сектора: западный и
восточный. Лицензией на разработку восточной части будет владеть компания
Erdenes-Tavantolgoi, 50% в которой останется у государства, а еще 50% будет
продано. Из них 10% раздадут гражданам Монголии, 10% продадут на внутренних
аукционах, а еще 30% — на бирже. Улан-Батор уже отобрал инвестбанки, которые будут
организовывать размещение: Goldman Sachs, Deutsche Bank, BNP Paribas и
Macquarie Group. За этот пакет банки рассчитывают выручить от $1,5 млрд до $5
млрд. Как рассказывал в начале года гендиректор Erdenes-Tavantolgoi Энебиш Баасангомбо,
площадкой для размещения будет либо Гонконг, либо Лондон.
Россияне могут претендовать лишь на
получение доступа к западному участку Таван-Толгоя, да и то лишь на 30%. РЖД
подала заявку на тендер в консорциуме с СУЭК, группой южнокорейских компаний во
главе с Korean Resources Corporation, а также японскими Itochu, Sumitomo,
Marubeni и Sojitz. В случае победы консорциум во главе с РЖД обещал вложить в
проект $1,5 млрд, которые будут пущены на строительство от месторождения
железнодорожной линии с колеей по российскому стандарту 1520 мм до города
Сайшанд, которая затем была бы соединена с принадлежащей России и Монголии на
паритетных началах Улан-Баторской железной дорогой (УБЖД). РЖД также обещала в
случае победы на тендере применить льготные тарифы перевозки угля по сети УБЖД
с тем, чтобы в дальнейшем транспортировать его по Транссибирской магистрали и
через российские порты на Дальнем Востоке. Глава РЖД Владимир Якунин не
скрывает, что именно в загрузке Транссиба и получении железнодорожных подрядов
заключается главный интерес монополии. Кроме того, заявку подавала En+ Олега Дерипаски.
В шорт-лист претендентов на
Таван-Толгой, сформированный в марте правительством Монголии, попали шесть
компаний. Помимо консорциума во главе с РЖД в нем фигурируют грозные
конкуренты: крупнейший в мире сталелитейный концерн Arselor Mittal, бразильская
Vale и британско-швейцарская Xstrata, американская угольная компания Peabody, а
также консорциум китайской энергетической корпорации Shenhua и японской Mitsui.
Все оставшиеся пять вариантов освоения месторождения предполагают вывоз угля с
Таван-Толгоя не по северному, а по южному маршруту. Дело в том, что еще в конце
2008 года Всемирный банк по заказу Улан-Батора провел исследование о том, какой
путь транспортировки будет дешевле. В нем отмечается, что транспортировка на юг
откроет дорогу углю с Таван-Толгоя на огромный рынок КНР, а перевоз руды в
Японию и Южную Корею через китайский порт Тяньцзинь окажется в два раза дешевле,
чем через Россию.
Небольшие шансы на то, что Улан-Батор в
итоге предпочтет российскую заявку, как отметил в разговоре с "Ъ"
источник в МИД РФ, дают весьма непростые отношения Монголии с Китаем. Дело в
том, что КНР на протяжении последних 13 лет является крупнейшим внешнеторговым
партнером Монголии и главным инвестором в ее экономику, так что руководство
страны опасается еще усиливать зависимость от своего южного соседа. Однако в
Улан-Баторе понимают, что более долгий путь приведет к удорожанию монгольского
угля, в результате чего он может проиграть ценовую конкуренцию австралийскому.
"Логично, если поставки пойдут в Китай, который находится рядом и имеет
значительный спрос",— полагает аналитик UBS Глин Локок.
Впрочем, в Улан-Баторе, похоже, нашли
весьма изящный выход из этой коллизии. Как заявил в апреле гендиректор
топливного департамента министерства природных ресурсов Монголии Эрденепурев
Амарху, по итогам тендера из шести претендентов может быть отобрано более
одного участника. Источник "Ъ", близкий к правительству Монголии, подтверждает
высокую вероятность такого сценария. По его словам, по итогам конкурса
Улан-Батор может отдать доли в месторождении двум или более компаниям, чтобы
они строили железные дороги и в Китай, и в Россию. "А какая дорога окажется
выгоднее, решит рынок",— заключает он. Коммерсантъ, 01.06.2011
|