Суббота, 24.07.2021, 17:19

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Май » 29 » Назад, к торфу
11:11
Назад, к торфу

«КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга планирует летом разработать и утвердить программу увеличения потребления торфа тепловыми электростанциями компании. Об этом журналистам сообщил заместитель генерального директора холдинга Роман Нижанковский. В компании считают, что рост цен на другие виды топлива – газ и уголь – делает применение торфа для выработки тепла и электроэнергии рентабельным.

Идею заменить часть угля и газа в топливном балансе своих тепловых электростанций местным торфом в КЭС начали обсуждать еще лет пять-шесть назад, когда крупнейший ныне в европейской части страны частный энергохолдинг еще только начинал собирать свои энергоактивы (сейчас он контролирует тепловые электростанции в 16 смежных регионах Поволжья и Урала). Для этого контролируемая КЭС генерирующая компания ТГК-5 осенью 2007 года даже купила крупнейшего на тот момент отечественного добытчика торфа «Вяткаторф» в Кировской области.  Предполагалось, что через четыре года кировские станции ТГК-5, прежде всего Кирово-Чепецкая ТЭЦ-3 и Кировская ТЭЦ-4, увеличат сжигание торфа в своих печах для выработки тепла и электроэнергии в пять раз, что позволит холдингу ежегодно экономить до 1 млрд кубометров природного газа. Весной 2009 года на Кировской ТЭЦ-4 даже был запущен в эксплуатацию уникальный энергетический котел стоимостью 232 млн рублей, который мог работать как на газе и угле, так и на торфе и мазуте. Причем коэффициент полезного действия этого котла, разработанного ленинградскими учеными, составил на угле – 91%, на газе – 95,2%, на торфе – 90,5%. То есть очень приличный такой КПД.

Однако затем масштабное применение этой технологии на других станциях КЭС уперлась в себестоимость перевозки торфа по железной дороге. Физически «Вяткаторф» мог увеличить добычу этого топлива для электростанций из кировских болот и в четыре, и в шесть раз, но при перевозке его на расстояния свыше 500 км по существующим тарифам РЖД торф становился «золотым». «Вопрос заключается в том, что в структуре затрат топливного торфа при производстве энергии доля самого торфа составляет всего 23%, остальное – это затраты на транспорт и перегрузку. Применение специальных тарифных условий на его перевозку к электростанциям позволит снизить стоимость производства электрической энергии и тепла, повысить конкурентоспособность данного вида топлива и даст экономический стимул к развитию торфяной отрасли РФ», – год назад взывал к помощи депутатов Госдумы вице-президент КЭС Вячеслав Торсунов.

По всей вероятности, спецтарифов на перевозку торфа КЭС не дали. Однако, судя по нынешним высказываниям топ-менеджмента холдинга, «зеленый свет» торфоразработчикам сейчас зажигают угольщики. «Если два года назад дисконт в цене газа в пользу угля составлял 20-30%, то сегодня ситуация абсолютно обратная. Сейчас уголь на 10-30% дороже», – отметил Роман Нижанковский. И эта ситуация, по его словам, побуждает холдинг вновь рассмотреть возможность увеличения сжигания торфа электростанциями, в частности, в Кировской области. «В этой связи мы начинаем уже отдельно обсуждать, что касается Кировской области, возможность увеличения сжигания торфа. У нас есть соответствующие станции, которые могут сжигать торф, в Кировской области есть дочернее предприятие „Вяткаторф”, которое занимается добычей и доставкой на наши станции торфа. Думаю, за это лето мы отдельную программу по увеличению возможностей сжигания торфа разработаем и утвердим», – передало слова топ-менеджера КЭС РИА «Новости».

На тепловых электростанциях Кировской области действительно еще сохранилась инфраструктура для приема этого вида топлива: транспортные пути, торфяные погрузчики и т.д. Пример Кировской ТЭЦ-4 убеждает в том, что в России есть и эффективное оборудование для его сжигания. Самих же запасов торфа даже при максимальном использовании в количестве 3 млн тонн в год хватит минимум на 150 лет. Поэтому по мере дальнейшего дорожания газа и угля идея топить торфом будет принимать все более четкие экономические очертания. Тем более что большинство станций КЭС и начинались-то как торфяные. Ижевская ТЭЦ-1 (Удмуртия), например, окончательно была переведена с торфа на газомазутное топливо только в 1986 году, Качканарская ТЭЦ (Свердловская область) перешла на газ и того позже – в 1993 году, а Нижегородская районная электростанция в Балахне (Нижегородская область) мощностью (на тот момент) 204 МВт в 1933 году была признана крупнейшим энергетическим предприятием в мире, работавшим на торфе.

И в своем стремлении перейти на торф КЭС не одинок. Подобного рода проекты, связанные с использованием для выработки тепла и электроэнергии местного топлива, в разной степени проработки есть практически в каждом российском регионе. Год назад, например, администрация Томской области и Ростопром подписали соглашение о совместном развитии на территории региона предприятий малой энергетики, работающих на торфе, отходах деревообработки и бурых углях. По мнению томского губернатора Виктора Кресса при себестоимости киловаттчаса, произведенного на дизель-генераторах в отдаленных населенных пунктах области, от 18 до 45 рублей инвестиции в малую энергетику на местном топливе окупятся очень быстро.

Эксперт 23.05.2011

Просмотров: 427 | Добавил: vopeople | Теги: уголь России, угольнвя отрасль России, добыча угля в России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0