«КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга
планирует летом разработать и утвердить программу увеличения потребления торфа
тепловыми электростанциями компании. Об этом журналистам сообщил заместитель
генерального директора холдинга Роман Нижанковский. В компании считают, что
рост цен на другие виды топлива – газ и уголь – делает применение торфа для
выработки тепла и электроэнергии рентабельным.
Идею заменить часть угля и газа в
топливном балансе своих тепловых электростанций местным торфом в КЭС начали
обсуждать еще лет пять-шесть назад, когда крупнейший ныне в европейской части
страны частный энергохолдинг еще только начинал собирать свои энергоактивы
(сейчас он контролирует тепловые электростанции в 16 смежных регионах Поволжья
и Урала). Для этого контролируемая КЭС генерирующая компания ТГК-5 осенью 2007
года даже купила крупнейшего на тот момент отечественного добытчика торфа
«Вяткаторф» в Кировской области.
Предполагалось, что через четыре года кировские станции ТГК-5, прежде
всего Кирово-Чепецкая ТЭЦ-3 и Кировская ТЭЦ-4, увеличат сжигание торфа в своих
печах для выработки тепла и электроэнергии в пять раз, что позволит холдингу
ежегодно экономить до 1 млрд кубометров природного газа. Весной 2009 года на
Кировской ТЭЦ-4 даже был запущен в эксплуатацию уникальный энергетический котел
стоимостью 232 млн рублей, который мог работать как на газе и угле, так и на
торфе и мазуте. Причем коэффициент полезного действия этого котла,
разработанного ленинградскими учеными, составил на угле – 91%, на газе – 95,2%,
на торфе – 90,5%. То есть очень приличный такой КПД.
Однако затем масштабное применение этой
технологии на других станциях КЭС уперлась в себестоимость перевозки торфа по
железной дороге. Физически «Вяткаторф» мог увеличить добычу этого топлива для
электростанций из кировских болот и в четыре, и в шесть раз, но при перевозке
его на расстояния свыше 500 км по существующим тарифам РЖД торф становился
«золотым». «Вопрос заключается в том, что в структуре затрат топливного торфа
при производстве энергии доля самого торфа составляет всего 23%, остальное –
это затраты на транспорт и перегрузку. Применение специальных тарифных условий
на его перевозку к электростанциям позволит снизить стоимость производства
электрической энергии и тепла, повысить конкурентоспособность данного вида
топлива и даст экономический стимул к развитию торфяной отрасли РФ», – год
назад взывал к помощи депутатов Госдумы вице-президент КЭС Вячеслав Торсунов.
По всей вероятности, спецтарифов на
перевозку торфа КЭС не дали. Однако, судя по нынешним высказываниям
топ-менеджмента холдинга, «зеленый свет» торфоразработчикам сейчас зажигают
угольщики. «Если два года назад дисконт в цене газа в пользу угля составлял
20-30%, то сегодня ситуация абсолютно обратная. Сейчас уголь на 10-30% дороже»,
– отметил Роман Нижанковский. И эта ситуация, по его словам, побуждает холдинг
вновь рассмотреть возможность увеличения сжигания торфа электростанциями, в
частности, в Кировской области. «В этой связи мы начинаем уже отдельно обсуждать,
что касается Кировской области, возможность увеличения сжигания торфа. У нас
есть соответствующие станции, которые могут сжигать торф, в Кировской области
есть дочернее предприятие „Вяткаторф”, которое занимается добычей и доставкой
на наши станции торфа. Думаю, за это лето мы отдельную программу по увеличению
возможностей сжигания торфа разработаем и утвердим», – передало слова
топ-менеджера КЭС РИА «Новости».
На тепловых электростанциях Кировской
области действительно еще сохранилась инфраструктура для приема этого вида
топлива: транспортные пути, торфяные погрузчики и т.д. Пример Кировской ТЭЦ-4
убеждает в том, что в России есть и эффективное оборудование для его сжигания.
Самих же запасов торфа даже при максимальном использовании в количестве 3 млн
тонн в год хватит минимум на 150 лет. Поэтому по мере дальнейшего дорожания
газа и угля идея топить торфом будет принимать все более четкие экономические
очертания. Тем более что большинство станций КЭС и начинались-то как торфяные.
Ижевская ТЭЦ-1 (Удмуртия), например, окончательно была переведена с торфа на
газомазутное топливо только в 1986 году, Качканарская ТЭЦ (Свердловская
область) перешла на газ и того позже – в 1993 году, а Нижегородская районная
электростанция в Балахне (Нижегородская область) мощностью (на тот момент) 204
МВт в 1933 году была признана крупнейшим энергетическим предприятием в мире,
работавшим на торфе.
И в своем стремлении перейти на торф КЭС
не одинок. Подобного рода проекты, связанные с использованием для выработки
тепла и электроэнергии местного топлива, в разной степени проработки есть
практически в каждом российском регионе. Год назад, например, администрация
Томской области и Ростопром подписали соглашение о совместном развитии на
территории региона предприятий малой энергетики, работающих на торфе, отходах
деревообработки и бурых углях. По мнению томского губернатора Виктора Кресса
при себестоимости киловаттчаса, произведенного на дизель-генераторах в
отдаленных населенных пунктах области, от 18 до 45 рублей инвестиции в малую
энергетику на местном топливе окупятся очень быстро.
Эксперт 23.05.2011
|