РСПП состоялся круглый стол
«Административные барьеры в привлечении иностранных инвестиций в
горнодобывающую промышленность Российской Федерации», организованный Комитетом
РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению
административных барьеров. В заседании приняли участие член Правления РСПП,
Генеральный директор ОАО ХК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» А.В.Варичев, Вице-президент
Корпорации «Кинросс Голд Корпорейшен» Л.Наумовский, представители Минприроды
России, российского и иностранного бизнеса, экспертного сообщества.
Участники «круглого стола» обсудили вопросы
стимулирования иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность
Российской Федерации и реформирования законодательства Российской Федерации в
части снижения административных барьеров в сфере недропользования. В ходе
заседания круглого стола на тему «Административные барьеры в привлечении
иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность Российской Федерации» с
участием представителей бизнеса, органов государственной власти и экспертного
сообщества были выявлены проблемные места законодательства и
правоприменительной практики в Российской Федерации, без разрешения которых
будет достаточно сложно повысить инвестиционную привлекательность
горнодобывающей отрасли.
В
этой связи отмечены следующие рекомендации:
1. Федеральному Собранию Российской Федерации:
1.1. Активизировать законотворческую
деятельность в сфере развития законодательства, создания правовой возможности
для привлечения иностранных инвестиций в горнодобывающую промышленность
Российской Федерации.
1.2. Считать проекты федеральных законов,
направленных на привлечение иностранных инвестиций в горнодобывающую
промышленность Российской Федерации, приоритетными и подлежащими
первоочередному рассмотрению.
2. Правительству Российской Федерации:
2.1. Осуществить анализ налогового,
таможенного, водного законодательства, законодательства об иностранных
инвестициях, о недрах, на предмет выработки предложений по его гармонизации и
совершенствованию, в целях повышения инвестиционной привлекательности
пользования недрами территории Российской Федерации.
2.2. Рассмотреть возможность внесения
изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
2.2.1. Закон Российской Федерации от 21
февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», в части:
-
установления возможности осуществления геологического изучения недр на основании
заявки пользователя недр;
-
уточнения критериев отнесения месторождений полезных ископаемых к участкам недр
федерального значения;
-
установления прозрачных критериев выбора механизма предоставления права
пользования участком недра (конкурс или аукцион);
-
конкретизации оснований прекращения, приостановления или ограничения права
пользования участком недр;
-
предоставления возможности получения лицензии единственному участнику аукциона
на право пользования участком недр, в случае если аукцион признан не состоявшимся
в связи с поступлением заявки только от одного участника;
-
отмены регулярных платежей за пользование недрами;
-
определения четких критериев гражданского оборота геологической информации,
полученной за счет пользователя недр, а также снятие ограничений с экспорта
геологической информации, не являющейся государственной тайной;
-
введения возможности ограниченного гражданского оборота прав пользования недрами
и их регистрация как имущественного права (залог, переуступка);
-
предоставление безусловной возможности получения права пользования участком
недр в целях разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр, осуществляющим
деятельность в рамках лицензии на геологическое изучение (сквозная лицензия);
-
предоставления возможности получения прав пользования недрами в целях геологического
изучения, разведки и добычи полезных ископаемых по факту открытия месторождения
полезных ископаемых в границах лицензионного участка, отличных от полезных
ископаемых указанных в лицензии;
-
моделирования наиболее обременительных положений, касающихся участков недр
федерального значения (устранение требования о необходимости полного опоискования
участка недр федерального значения до обращения в Правительство Российской
Федерации с заявкой на получение права разведки и добычи в пределах такого
участка; замена механизма конфискации участка при наличии угрозы
обороноспособности и безопасности и нерыночной компенсации механизмом
основанном на снижении доли иностранного инвестора до порогового уровня с
поэтапной продажей основанной на рыночных условиях; неприменение
законодательства об участках недр федерального значения к участкам недр
предоставленным в пользование до вступления в силу Федерального закона 58-ФЗ, а
также к участкам недр, запасы в пределах которых снизились ниже уровня
установленного законом, независимо от того фигурируют ли такие участки в
перечне участков недр федерального значения; возможность переоформления стратегических
лицензий в общем порядке);
2.2.2. Лесной кодекс Российской Федерации, в
части более последовательного регулирования вопросов пользования недрами в
защитных лесах, включая ценные леса и запретные полосы лесов, расположенные
вдоль водных объектов;
2.2.3. Земельный кодекс Российской Федерации в
части совершенствования процедуры изъятия земельных участков у собственников
земельных участков для целей пользования недрами;
2.2.4. Налоговый кодекс Российской Федерации,
в части:
-
введение системы дифференцированного налогообложения по налогу не добычу
полезных ископаемых для всех полезных ископаемых;
-
введения временной нулевой налоговой ставки по налогу не добычу полезных ископаемых
для новых месторождений дефицитных полезных ископаемых (бокситы, редкие металлы
и т.д.);
2.3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в
следующие нормативные правовые акты:
2.3.1. Положение о порядке лицензирования
пользования недрами (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15
июля 1992 года № 3314-1, в части приведения его в соответствие с Законом
Российской Федерации «О недрах» или переноса его основных действующих норм в
Закон Российской Федерации «О недрах» с последующей признанием силу Положения.
2.3.2. Положение о возмещении расходов на
поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного
в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование
участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой статьи 21 Закона
Российской Федерации «О недрах» отказано в предоставлении права пользования
участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр
федерального значения, и о выплате им вознаграждения (постановление
Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 206), в части
необходимости учета в порядке расчета размера вознаграждения объемов запасов,
упущенной выгоды и иных экономических факторов.
2.3.3. Правила выплаты поощрительного и
государственного денежных вознаграждений, предусмотренных статьей 34 Закона
Российской Федерации «О недрах» (постановление Правительства Российской
Федерации от 5 октября 2007 года № 646), в части введения повышающих
коэффициентов к размеру вознаграждения лиц, открывших и (или) разведавших
имеющее промышленную ценность неизвестное ранее месторождение, а также
выявивших дополнительные запасы полезных ископаемых или нового минерального
сырья в ранее известном месторождении, существенно увеличивающие его
промышленную ценность, учитывающих промышленную ценность открытого месторождения,
виды полезных ископаемых, величину приращенных запасов и иные факторы.
2.3.4. Инструкцию о порядке установления факта
открытия месторождений полезных ископаемых (приказ Минприроды России от 11
ноября 2004 года № 689), в части совершенствования процедуры установления факта
открытия месторождения полезных ископаемых.
2.4. Ускорить внесение на рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проектов
Федеральных законов, направленных на:
-
упрощение доступа к земельным участкам в целях пользования недрами, совершенствования
процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных
нужд;
-
повышения критериев участков недр федерального значения для золота с 50 до 250
тонн;
2.5. Ускорить утверждение предусмотренных
законодательством Российской Федерации нормативно-правовых актов:
-
порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование;
-
порядок формирования федерального фонда резервных участков недр;
-
методик геолого-экономической и стоимостной оценок месторождений полезных
ископаемых и участков недр по видам полезных ископаемых.
2.6. Рассмотреть возможность приведения
российской классификации запасов месторождений твердых полезных ископаемых в
соответствие с международно-признанными системами классификаций минеральных
ресурсов и запасов.
24.02.2012 МСиС
|