В свое время заместитель главы администрации
президента России Владислав Сурков сравнил мировую экономику с заводом, на
котором каждой стране уготовано место цеха, специализирующегося на особом виде
деятельности. Россия, по мнению Суркова, на этом всемирном заводе в лучшем
случае, увы, занимает лишь сырьевой склад. И хотя сравнению этому уже не год и
не два, с той поры в масштабе страны мало что изменилось.
Впрочем, есть места в России, где бизнес,
работающий в сфере производства ресурсов, уже не устраивает такое место в
структуре мировой экономики. Этот бизнес хочет перейти на новый уровень.
Образно говоря, сменить место завскладом на место начальника цеха переработки.
Хакасия — один из таких регионов. Особенно если анализировать процессы, идущие
в ее угольной промышленности.
А
происходит здесь следующее. Угольная сфера республики полным ходом движется к
новым горизонтам повышения эффективности производства. Если раньше угольщики
выдавали на-гора обычный уголь стоимостью около 600 рублей за тонну, то теперь
ставят перед собой задачу не только сортировать "черное золото”, но и обогащать
его, превращая в концентрат. А это уже 1200 — 1500 рублей за тонну. Об этом в
деталях на прошедшем Совете развития при главе Хакасии говорил гендиректор
разреза "Степной” Борис Варшавский.
Его доклад был насыщен весьма интересными
фактами, которые по непонятным причинам остались за бортом внимания местной
прессы. Лично я с интересом для себя узнал, что в условиях жесткой внутренней
конкуренции угольщики республики почти в два раза превзошли показатели добычи
черного топлива в сравнении с советским временем. Если во времена Советского
Союза в Хакасии добывали лишь шесть миллионов тонн угля в год, то сейчас эта
цифра равна уже 11 миллионам. И, по словам Бориса Варшавского, будет только
расти. — К 2020 году в республике будут добывать 15 миллионов тонн угля, —
уверенно заявил Борис Николаевич. Основания для этого следующие.
Страны, куда угольщики экспортируют свой товар,
а это Польша, Венгрия и Словакия, отказываются от газа и переходят на уголь.
Черное топливо в три раза дешевле. Потому процесс возврата к проверенному и
дешевому источнику энергии становится как государственной политикой, так и
инициативой простых граждан. Последние просто устанавливают в своих домах
мини-котельные, спроектированные на работу под уголь. Ориентируются в том числе
и на прогнозы синоптиков, которые заявляют, что зима 2011 года для европейцев
будет не менее сурова, чем прошлогодняя.
Впрочем, есть основания наращивать добычу и в
расчете на рост внутреннего спроса в Хакасии и на юге Красноярского края. К
примеру, СУЭК, владеющая не только шахтами и разрезами, но и генерирующими
мощностями, уже третий год ведет работу по переводу Абаканской ТЭЦ на местный
уголь. Сейчас абаканская станция потребляет низкокачественное топливо
Березовского разреза, расположенного в Красноярском крае. Но уже в этом году
пройдут первые испытания одного из трех котлов ТЭЦ, переоборудованного под
местный длиннопламенный уголь. Переход на него, кроме всего прочего, будет
означать и существенное улучшение экологической обстановки в Хакасско-Минусинской
котловине. Качественный уголь не только горит лучше, но и гадости разной в
атмосферу выбрасывает гораздо меньше.
Еще одной важной задачей угольщики считают
строительство обогатительных фабрик на местных разрезах и шахтах. Выгода здесь
очевидна. О двукратной разнице в стоимости между простым углем и концентратом я
говорил. "Русский уголь” уже вкладывает в такую фабрику на разрезе "Степной”
около миллиарда рублей. С 1 ноября она должна начать выдавать на-гора по три с
половиной миллиона тонн концентрата ежегодно. И это в два раза увеличит
финансовые потоки "Степного”. На разрезе "Черногорский”, что в собственности
СУЭК, такая фабрика уже работает, а недавно еще и двукратно повысила
эффективность после глубокой модернизации. На очереди строительство фабрики на
Восточно-Бейском разрезе. В вопросе повышения качества своей продукции и роста
добавленной стоимости к ней местные добытчики каменного топлива не изобретают
велосипед, а прямо следуют принципу своих коллег из Кемеровской области. — Ни
тонны угля без переработки на экспорт из нашего региона, — говорят владельцы
угольных шахт Кузбасса. Если все планы собственников угольных производств в
Хакасии сбудутся, то 70 — 75 процентов угля, произведенного здесь, будет
уходить потребителям уже в виде концентрата. А это значит, что существенно
вырастут и налоговые поступления в бюджет республики.
Нужно сказать, что далеко идущие планы в этой
сфере основываются на данных о запасах угля в Хакасии. В нашей республике
залегают три процента от всех углей России. Это около 15 миллиардов тонн.
Местная угольная промышленность пока разрабатывает лишь не более десяти
процентов от этого количества. А это значит, что черного золота в республике
еще лет на 150 активной добычи.
Такие запасы, наряду с благоприятной внутренней
и экспортной конъюнктурой, позволяют угольщикам серьезно вкладываться в социальную
сферу. Множество культурных и спортивных мероприятий проходит при поддержке
угольной отрасли. Достаточно вспомнить международный кукольный фестиваль
"Чир-Чайаан”, генеральным спонсором которого уже не первый год выступает разрез
"Степной”. А недавно СУЭК анонсировала в Хакасии свой ипотечный проект.
Строительство коттеджных поселков для своих сотрудников под три процента
годовых с рассрочкой на десять лет при уплате лишь десяти процентов от
первоначального взноса! Их появление может стать хорошим стимулом лучше
работать в этом направлении и остальным предприятиям республики.
Глава Хакасии Виктор Зимин совсем не случайно
внимательно следит за ситуацией в угольной сфере. Ведь, как заметил на
заседании Совета развития Борис Варшавский, от состояния угольной отрасли
зависит энергетическая безопасность региона, потому как ни газа, ни атомных
станций в Хакасии нет. И вся тепловая энергия республики — это результат
сжигания угля. Впрочем, говорить, что первое лицо региона лишь следит за
ситуацией, было бы неверно. На упоминавшемся уже форуме Варшавский обозначил
серьезную проблему, которая может осложнить жизнь развитию всех угольных предприятий
республики. Им не хватает железнодорожных вагонов. Много транспорта уходит в
Кузбасс и в дальневосточные регионы России, где тоже есть шахты. Оставшегося
подвижного состава Хакасии уже не хватает. А с увеличением объемов добычи
дефицит лишь вырастет. — Вопрос этот нужно решать на уровне соглашения между
руководством РЖД и главой республики, — высказал свое видение решения проблемы
Борис Николаевич. — Я думаю, что поднятая проблема, как и вопросы тарифов в
РЖД, касаются всех, кто работает на экспорт в нашей республике. И потому тема
стоит того, чтобы заняться ею на уровне первого лица республики и работать с
руководителем РЖД напрямую. Это один из вопросов для детального обсуждения в
будущем на Совете развития, — ответил Варшавскому Зимин. Теперь остается лишь
следить за развитием ситуации. И за кумулятивным социальным эффектом от
инноваций в угольной промышленности республики. Может, глядя на нее, и другие
отрасли экономики сделают шаг, а то и два вперед.
Виктор ЛЕБЕДЕВ
30 июля 2010 © 2010, Газета Хакасия
|