Воскресенье, 01.08.2021, 05:13

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2013 » Июль » 26 » Развитию угольных портов Приморья угрожает падение цен на "черное золото" - эксперты
13:55
Развитию угольных портов Приморья угрожает падение цен на "черное золото" - эксперты

Сокращение объемов перевалки угля может оставить портовые города края без работы

Экономику портовых городов Приморья ожидают серьезные проблемы в связи с падением цен на уголь. Сокращение объемов перевалки "черного золота" может привести к неблагоприятным социально-экономическим последствиям – порты останутся без работы. Все это ставит под угрозу перспективы развития угольных портов региона. Такие выводы сделали эксперты, опрошенные РИА PrimaMedia.

Мировые информационные энергетические агентства сообщали, что на мировом рынке угля продолжается падение цен на "черное золото". Между тем, именно сейчас страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) закупают уголь, в том числе и в России, для зимнего отопительного сезона. По прогнозам экспертов, продолжение нисходящего тренда может поставить под угрозу перспективы развития угольных портов Дальнего Востока, в том числе в Приморье.

Наиболее выраженное падение, по данным агентств Argus и Platts, происходит в АТР. Если в Атлантике цены снижаются в среднем на 50 центов за тонну угля, то в Азиатско-Тихоокеанском регионе оно составляет около 1 – 1,5 долларов за тонну.

Аналитики связывают резкое снижение цен в АТР с предполагаемым запретом на импорт угля с низкой теплотой сгорания в Китае.

Из-за этого разрыв между ценой покупателя и ценой продавца увеличивается до критических значений. Таким образом, в регионе за месяц, с 10 июня по 10 июля, уголь, стоивший 90 долларов за тонну, стал стоить около 75.

Эксперты информационных энергетических агентств отмечают, что высокая зависимость таких населенных пунктов Дальнего Востока как Посьет, Находка и Ванино от цен на углеводородное сырье и невозможность быстрой переориентации портов на другие типы грузов, создают дополнительные риски для социально-экономической стабильности в регионе.

Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, кандидат экономических наук Юрий Авдеев считает, что данные опасения вполне оправданы. Снижение экспортных цен на рынке АТР неизбежно приведет к сокращению объемов перевалки угля в портах Приморья и Дальнего Востока.

- Ухудшение ситуации в сфере перевалки угля – это еще один индикатор того, что в стране складывается напряженная социально - экономическая ситуация. Того роста экономики, о котором заявлял Владимир Путин, не происходит. Сокращение объемов перевалки угля в портах Приморья вполне может создать дополнительные риски для социально-экономической стабильности в регионе. Я бы не стал связывать сокращение объемов перевалки угля с массовым оттоком населения из портовых городов. Отток населения и без того очень большой, но в целом ситуация неблагоприятная, - отметил Юрий Авдеев.

Иного мнения придерживается директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Александр Латкин.

- Считаю, что эти тенденции временны, и угольное направление продолжит развиваться. Некоторое уменьшение цены на уголь в АТР – временное явление, рисков для социально-экономической стабильности в Приморье оно не несет. Дело в том, что собственного угольного производства в крае практически нет, порты занимаются перевалкой угля, поступающего из Сибири. На сегодняшний день они загружены сибирским углем, также существуют и некоторые затруднения, связанные с сезонным ограничением перевозки угля в порты по железной дороге. Очевидно, что сокращения поставок угля не видно. Основным экспортером нашего угля являются Южная Корея и Япония, даже если в Китае введут запрет на импорт угля, то все равно это существенно не повлияет на объемы перевалки угля, - отметил Александр Латкин.

Вместе с тем, по мнению эксперта, девать уголь на внутреннем рынке фактически некуда, поэтому основные надежды направлены на экспорт.

- Сокращения объемов перевалки в приморских портах не происходит, а скорее, наоборот, появляются новые терминалы, проекты по созданию перевалочных комплексов, например, даже в Хасанском районе есть проект по строительству терминала закрытого типа. Более того сибирские угледобывающие компании заинтересованы в развитии портовых мощностей Дальнего Востока и Приморья. Таким образом, резкого сокращения объемов перевалки угля не произойдет, - подытожил собеседник агентства.

Отметим, что эксперты информационных энергетических агентств также подчеркивают, что российский экспорт угля затрудняется сезонными ограничениями на перевалку угля по железной дороге. ОАО "РЖД" традиционно проводит путевые работы в летний сезон на Транссибе и Западно-Сибирской железной дороге. Это приводит к срыву поставок с месторождений в Дальневосточные порты России. Если снижение цен на уголь продолжится, российским производителям станет невыгодно осуществлять поставки в страны АТР. Железнодорожные перевозки из Кемеровской области, где сосредоточен основной объем добычи, обходятся в 42 доллара за тонну, а ставка перевалки в портах составляет около 15 долларов. Таким образом, себестоимость российского угля становится неконкурентоспособной на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Обеспокоенность сложившейся ситуацией выразили и краевые власти, понимая, что от мировой конъюнктуры цен на углеводороды напрямую зависит наполняемость региональной казны.

Уголь в структуре грузооборота портов Приморского края, занимает более 40 % по итогам 2012 года.

Для примера, в Находке, на угольную специализацию перешли более 10 портов. И, если порт Восточный, помимо угля, наращивает перевалку генеральных грузов, то целый ряд портов, расположенных непосредственно в городской черте, в последние годы стал специализироваться исключительно на угле. Для Находки отрасль является градообразующей, на перевалке угля так или иначе заняты по приблизительным подсчетам не менее 10 тысяч человек.  При этом в целом ряде предприятий заработок зависит от выработки – то есть от объемов перевалки.

Отметим, что по информации первого замглавы Находки, в 2012 году объем грузопереработки портов Находка и Восточный подошел к отметке 60 млн тонн, это 44,5% объема перевалки портов Дальневосточного бассейна и 10,5% объема перевалки грузов в морских портах России в целом.

Как ранее сообщало РИА PrimaMedia, порты Дальнего Востока вышли в лидеры по объему грузооборота в России. Основным драйвером роста становится уголь.

Напомним, развитие портовых мощностей жизненно важно для экономики Находки. Одним из самых перспективных направлений становится угольное, интерес к перевалке угля все больше проявляют страны АТР, также актуальным является и активизация морских перевозок. Город надеется на увеличение портовых мощностей "Восточного порта" и "Терминала Астафьева" и других портов, об этом говорил на пленарном заседании форума мэров городов Японского моря заместитель главы администрации города Находки Борис Гладких.

primamedia.ru Владивосток, 23 июля, PrimaMedia.

Категория: Дальний восток | Просмотров: 596 | Добавил: vopeople | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0