Если до конца марта в Латвии не появится
ясности по поводу масштабного проекта в Риге на острове Криеву, предполагающего
перенос портовых мощностей по перевалке угля из центра столицы, то владельцы
угольных грузов могут выбрать альтернативу и развивать порт в Мурманске.
Об этом газете Dienas bizness рассказал
председатель правления компании Rīgas tirdzniecības osta (RTO) Ральф Клявиньш.
Российские грузовладельцы "Кузбассразрезуголь" (уголь переваливает
латвийская компания Strek) и "Сибирский Деловой Союз-Уголь" (с ним
работает RTO) направили латвийскому министру сообщения официальное письмо, в
котором высказываются опасения по поводу задержки развития проекта в Риге.
Правление Рижского свободного порта
обращалось с официальным письмом и к министру сообщения, и к министру финансов,
чтобы получить ответ, что же на самом деле происходит с проектом. Директор
департамента стратегического планирования порта Владимир Макаров предупреждает:
"Если мы не может предложить погрузку на суда в Риге, то российской
угольной промышленности нужно искать другие возможности для строительства
нового угольного терминала".
Однако Министерство сообщения и
Министерство финансов все еще дожидаются решения Бюро по надзору за закупками
(БНЗ) по строительному конкурсу и решения Еврокомиссии по поводу выделения
софинансирования на реализацию проекта. Министр сообщения сообщил, что до
начала лета нужно дать четкий ответ россиянам, хватит ли в Риге мощностей для
перевалки угля.
Если проект удастся реализовать
полностью, то на терминалах на острове Криеву можно будет ежегодно переваливать
до 26 млн. тонн насыпных грузов. На первом этапе на остров может быть перенесена
перевалка 15 млн. тонн грузов ежегодно, которую сейчас осуществляют на
терминалах Strek и других компаний.
Затраты на реализацию проекта составят
146 млн. евро из средств Рижского свободного порта, 74 млн. евро – из фондов
Евросоюза и 110-120 млн. евро частных инвестиций. Сейчас БНЗ рассматривает
жалобу строительной компании Josef Möbius Bau-Aktiengesellschafta, которая
проиграла конкурс на возведение необходимой портовой инфраструктуры латвийской
компании BMGS-S.
Без европейского софинансирования Рижский
порт не сможет реализовать данный проект.
Отказ от развития данного проекта
означает, что сильный удар будет нанесен не только по Рижскому порту, но и по
всему латвийскому транзитному бизнесу, поскольку уголь составляет
приблизительно треть латвийского транзита. Если из Риги уйдут угольные грузы,
то грузооборот порта упадет ниже 30 млн. тонн в год, и порт не сможет содержать
свою инфраструктуру. Серьезные потери ожидают и Латвийскую железную дорогу.
Клявиньш поясняет, что в результате порт и железнодорожники будут вынуждены
повышать тарифы, что приведет к оттоку грузов и повышению расценок на перевозку
пассажиров.
15 марта 2012
biznes.delfi.lv
|