Взрывной рост производства сланцевой
нефти в США повлиял на многие аспекты нефтяного бизнеса. Одним из выигравших
его участников неожиданно стали железные дороги. Мощность трубопроводов, по
которым транспортируется около 90% нефти в США, просто не успевает за ростом
добычи сланцевой нефти. Поэтому нефть все больше перевозят по железным дорогам.
Пять лет назад, в 2008г. американские дороги
перевезли 9,5 тыс. железнодорожных цистерн с нефтью. К прошлому году их
количество выросло в 25 раз - до 234 тыс. А всего за один I квартал этого года перевозки составили почти 100 тыс.
цистерн - вдвое больше, чем год назад. Обращаться к железнодорожным перевозкам
нефтяников вынуждает не только перегруженность нефтепроводов, но и ряд
преимуществ, предоставляемых железнодорожниками.
Как отмечает РБК-ТВ, во-первых, цистерны
позволяют нефтяникам не смешивать разные марки нефти между собой. Это дает
возможность переработчикам создавать смеси, ориентированные на определенные
сегменты рынка и на определенное оборудование. Во-вторых, многие
нефтепереработчики, находящиеся вблизи морских портов, не имеют прямого доступа
к нефтепроводам - они всегда использовали привозную нефть. Сегодня сланцевая
нефть стоит дешевле, чем импортная, и железные дороги позволяют этим
переработчикам снижать издержки. В-третьих, строительство новых трубопроводов -
довольно затратное занятие, не только в плане денег, но и в плане времени,
включая получение всех разрешений от многочисленных регулирующих органов.
Железнодорожные перевозки в этом отношении гораздо более гибкий инструмент. И
если строительство трубопроводов к побережью Мексиканского залива даст расположенным
здесь нефтеперегонным заводам доступ к дешевой канадской нефти и сланцевой
нефти со Среднего Запада, то планы строительства новых трубопроводов к восточному
и западному побережьям, где перерабатывающих предприятий значительно меньше, не
встречают среди них большого энтузиазма - их потребности вполне удовлетворяет
железная дорога.
Правда, после аварии в канадском Квебеке
правила перевозки нефти и нефтепродуктов могут ужесточиться. Однако
железнодорожники указывают на недавние аварии на трубопроводах в Арканзасе и
Мичигане, приведшие к разливам нефти, и говорят о примерно одинаковых рисках.
Их заинтересованность понятна - ведь перевозки нефти стали для них настоящей
манной небесной, особенно на фоне снижающихся перевозок угля.
Quote.rbc.ru 10.07.2013
|