«Северсталь» Алексея Мордашова выиграла
конкурс на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля
на участке «Центральный» Западной части Улуг-Хемского угольного бассейна в
Республике Тыва. Компания продолжает держать стратегический курс на наращивание
собственной угольной ресурсной базы.
«Северсталь» продолжает наращивать
собственные угольные активы
«Центральный» является одним из трех участков
угольного бассейна с запасами 639 млн тонн коксующегося угля. В целом запасы
Улуг-Хемского месторождения оцениваются в 20 млрд тонн угля, 13,7 млрд тонн из
которых составляет коксующийся уголь. «Северсталь» заплатит за пользование
недрами 600 млн рублей (около 19,5 млн долларов). Запасы угля западной части
Улуг-Хемского угольного бассейна насчитывают 283,386 млн тонн по категории С1 и
355,614 млн тонн по категории С2. Забалансовые запасы составляют 126,321 млн
тонн.
Соседние участки тувинских угольных
залежей разрабатывают Evraz Group (Межегейское месторождение с запасами 213,5
млн тонн) и ОПК (Элегестское месторождение с запасами 950 млн тонн). Заявки на
участие в конкурсе подавали Стойленский ГОК (на 100% принадлежит НЛМК) и
«Межегейуголь» (структура Evraz Group). Следующими будут выставлены на продажу
лицензии на участки Восточный (569 млн тонн) и Западный (496,7 млн тонн).
Как отмечает ведущий эксперт УК «Финам
Менеджмент» Дмитрий Баранов, приобретение этой лицензии на разведку и добычу
угля, безусловно, позитивная новость для компании. «Данная покупка позволит ей
увеличить свою ресурсную базу, обеспечить себя высококачественным коксующимся
углем на длительный срок. Наиболее вероятным представляется использование угля
с этого участка на предприятиях компании в России, а также на других
металлургических заводах, входящих в группу. Если будут излишки угля, то они,
конечно же, могут быть предложены открытому рынку», — считает аналитик.
«Согласно имеющимся данным, лицензия обошлась компании в 600 млн рублей. Так
как на участок имелись и другие претенденты, то надо было превзойти их
предложение, что компании удалось. Поэтому вопрос адекватности цены здесь
задавать некорректно, — говорит Баранов. — Главное, что компания смогла
увеличить свою ресурсную базу, а это гораздо более важный момент, чем цена
приобретения. Буквально недавно Алексей Мордашов заявил о том, что компания
планирует реализовывать крупные инвестиционные проекты в угольном сегменте как
в РФ, так и за рубежом. И приобретение лицензии в Туве полностью отвечает этой
стратегии».
С ним согласна аналитик «Инвесткафе»
Анастасия Соснова, по данным которой участок Центральный увеличит сырьевую базу
«Северстали» по коксующему углю более чем в два раза. «Кроме того, он достался
«Северстали» сравнительно дешево — всего за 19,5 млн долларов, что эквивалентно
0,03 доллара за тонну запасов. Сделки же по покупке угольных месторождений на
мировом рынке проходят в диапазоне около 1 доллара за тонну запасов угля, —
говорит аналитик. — Правда, с другой стороны, проект по разработке участка —
долгоиграющий, так как необходимо развитие инфраструктуры вокруг участка, в том
числе, строительство железной дороги до Транссибирской магистрали. Таким
образом, ввод участка планируется не ранее чем через семь лет, а выход на
проектную мощность 11–12 млн тонн угля — через 11 лет». При этом Соснова
отмечает, что в начале марта 2010 года Evraz получил там лицензию, заплатив за
нее из расчета 0,15 доллара за тонну запасов.
Главным препятствием для освоения
тувинских угольных богатств является отсутствие железной дороги к
месторождениям. Как говорил глава «Северстали» Алексей Мордашов, ее стоимость —
не менее 3 млрд долларов, не считая расширения пропускной способности
Транссиба. «Поскольку огромные инвестиции — более 3,5 млрд долларов — нужны
именно в строительство ветки железной дороги, которая соединила бы участки
перспективного угольного бассейна с Транссибирской магистралью, не исключено,
что компании, уже имеющие лицензии на разработку участков Улуг-Хемского
бассейна, в частности, Evraz и «Северсталь», будут уступать другие участки
этого бассейна в конкурсах своим конкурентам, дабы разделить между собой
расходы по финансированию строительства железной дороги», — считает Анастасия
Соснова.
Аналитики Банка Москвы Юрий Волов и
Андрей Кучеров рассматривают сделку как шаг к формированию консорциума, который
совместно с государством на условиях частно-государственного партнерства мог бы
инвестировать в создание необходимой для освоения всего Улуг-Хемского угольного
бассейна транспортной инфраструктуры. По их мнению, освоение Улуг-Хемского
угольного бассейна — дело скорее конца текущего десятилетия, чем ближайших
нескольких лет, поэтому ждать какой-либо моментальной реакции рынка вряд ли
стоит. «Тем не менее компании, которые получили лицензии на новые
месторождения, фактически обеспечили себе доступ к высококачественной сырьевой
базе на следующие десятилетия, что должно в долгосрочном плане сказаться на их
рыночной оценке», — считают эксперты.
ttp://www.expert.ru/articles/2010/09/22/strateg_ugol/
|