Президент потребовал самых жестких
наказаний для тех, кто наживается на госзакупках. «У нас, в отличие от других
стран, нет смертной казни за это. Иногда считают, что это помогает», — пугал
подчиненных Дмитрий Медведев. Тем не менее ужесточать законодательство за такие
провинности пока не планируется, заверили РБК daily в Кремле.
На предмет воровства при госзакупках
Дмитрий Медведев высказался на специальном совещании, посвященном исполнению
президентских поручений. Статистику привел глава контрольного управления
президента Константин Чуйченко. В данный момент на этом рынке расходуется до 5
трлн руб. бюджетных средств, работают порядка 260 подрядчиков и поставщиков и
ежегодно заключается более 10 млн контрактов. «Экономический эффект от очищения
порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 трлн
руб.», — сообщил г-н Чуйченко.
«Это что означает? Если выражаться
простым русским языком, это значит, что объем воровства можно снизить на
триллион рублей», — с раздражением прокомментировал приведенные цифры глава
государства и добавил, что в этой сфере «гигантские суммы присваиваются
чиновниками и недобросовестными коммерсантами». «10 млн контрактов заключается,
и значительная часть из них содержит откаты, спиливаются деньги!», — возмутился
он и потребовал для воров самых жестких наказаний, предусмотренных российским
законодательством.
«Если говорить о регионах, надо самым внимательным
образом разбираться с теми, кто причастен, и сажать в тюрьму! Разбираться и
сажать в тюрьму! Другого выхода нет! — потребовал он, сделав недвусмысленную
оговорку: — У нас, в отличие от других стран, нет смертной казни за это. Иногда
считают, что это помогает».
Как выяснила РБК daily, менять
законодательство в сторону ужесточения для ворующих чиновников Кремль, тем не
менее, пока не предполагает. Однако сейчас администрация президента работает с
предложениями Минэкономразвития по поводу противодействия злоупотреблениям при
госзакупках.
Кроме того, рассказал генпрокурор Юрий
Чайка, сейчас во всех регионах организованы прокурорские проверки. По его
словам, с начала 2010 года выявлено 27 тыс. нарушений закона, более 7700
должностных лиц привлечены к административной ответственности, возбуждено более
100 уголовных дел. «Прокуроры ориентированы устанавливать реальный умысел, а не
списывать все на халатность», — заверил он президента.
Сама администрация президента собирается
в ближайшее время организовать сквозной мониторинг госзакупок и заняться
созданием федеральной контрактной системы по примеру США, Франции и Канады. Как
рассказал Константин Чуйченко, существующая система имеет серьезные проблемы:
отсутствие мониторинга цен, анализа исполнения контрактов, до сих пор не
разработан механизм определения начальных цен, увязанных с мировыми.
Эксперты считают, что отдельной статьи в
уголовном законодательстве не нужно, однако к ворующим чиновникам стоило бы
применять более суровые статьи. «Можно привлекать к суровой ответственности и в
рамках норм уголовного права, которые действуют сейчас: рассматривать воровство
как злоупотребление служебным положением, как мошенничество», — рассказал РБК
daily почетный адвокат России, ответственный секретарь общественного совета
Федеральной службы судебных приставов Андрей Шугаев.
Тем не менее, по словам замначальника
Управления контроля размещения госзаказа ФАС Юрия Воеводы, сейчас обсуждается
возможность появления в УК новой статьи, которая будет определять правонарушения
в сфере размещения заказа как уголовно наказуемое деяние. «Но пока точно
рассказать о диспозиции данной статьи и сроках прохождения проекта в наше
Федеральное собрание я затрудняюсь, — отметил он РБК daily. — Наш закон и
действия недобросовестных личностей — вечное соревнование снаряда и брони. Мы
совершенствуем наши правовые механизмы, а все недостойные люди стремятся найти
щели и использовать в своих целях недоработки».
Президенту не нужны извинения
Президент поддержал идею подготовить
специальный указ, который определит понятие «поручение президента» и установит
меры ответственности чиновников за его невыполнение или срыв отведенных сроков.
«Поручение президента является одной из важнейших форм отправления им своих
полномочий в качестве главы государства... Между тем в данный момент в
законодательстве отсутствует „поручение" как правовой институт», — сообщил
глава контрольного управления президента Константин Чуйченко. В
законодательстве нет ни сроков исполнения поручений, ни мер ответственности за их
невыполнение. «Ответственность за неисполнение поручений должна быть другой —
не то что: „Мы просрочили, извините!" А другой!» — согласился Дмитрий Медведев.
РБК daily 1 Ноября 2010
|