Четверг, 26.12.2024, 18:40

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2010 » Июль » 11 » Угледром
11:05
Угледром

Отраслевая политика прежних властей приблизила углепром Украины к экономическому коллапсу. Спасением могут стать либерализация, приватизация и "вертикализация" (включение большинства шахт в вертикально интегрированные промхолдинги).

По данным Министерства угольной промышленности, за январь-май в Украине произведено 30,791 млн тонн всех видов угля, что на 4,676 млн тонн (или на 17,9%) превышает плановый показатель и на 0,727 млн тонн (на 2,4%) больше результата за аналогичный период 2009 года. Коксующегося угля добыто 10,934 млн тонн –  на 3,935 млн тонн (на 56,2%) больше плана и на 0,169 млн тонн (на 1,6%) больше, чем в первые 5 месяцев прошлого года.

Из всего объема добычи за указанный период госпредприятия, подчиняющиеся Минуглепрому, получили 15,467 млн тонн различного угля, превысив план на 4%. В то же время относительно января-мая 2009 зафиксировано снижение добычи угля госшахтами почти на 5%, или на 804,5 тыс. тонн.

История неуспеха

Итак, хотя общая добыча, а также производство столь важного для страны коксующегося угля в 2010 году даже немного выросли, государственные угольные предприятия продемонстрировали снижение показателей. Эксперты связывают это с более низкой эффективностью госшахт. Так, заместитель главы парламентского комитета по вопросам ТЭК Николай Романюк отмечает, что сложившаяся в отечественной угольной отрасли и усугубившаяся при руководстве Юлии Тимошенко госполитика, мягко говоря, неэффективна, а то и вредит работе угольных компаний страны (включая и государственные). Специалист отмечает, что до последнего времени Киев, по сути, содержал за счет госбюджета нерентабельные и неперспективные шахты, на многих из которых себестоимость производства превышает все мыслимые пределы. В 2009 году предприятия Минуглепрома по сравнению с предыдущим годом уменьшили чистую прибыль с 4,1 млрд грн. до 10 млн грн., но их финансирование из госбюджета в течение года увеличилось с 78,4 до 81,89 млрд грн.

"При этом в последние годы, – говорит директор энергетических программ Центра им.Разумкова Владимир Сапрыкин, – Кабмин неоднократно декларировал масштабные программы технического перевооружения и даже пытался создавать под них лизинговые структуры, но "воз и ныне там". Сначала не доходили руки, потом ссылались на кризис и т. п. Например, в конце 2009 года профильное министерство по-прежнему "отрабатывало схему создания" лизинговой госкомпании для "внедрения эффективной схемы технического переоснащения угледобывающих ГП". Новая структура должна была заняться освоением кредитного ресурса в 6,5 млрд грн., который намечалось привлечь под госгарантии в 2010 году. В целом же попытки создать лизинговое предприятие начались не позднее 2006 года, когда тогдашний министр углепрома Сергей Тулуб выступил с соответствующей инициативой. А в апреле 2008 замминистра Александр Фрацишко заявлял, что лизинговая структура будет создана уже к концу года, но этого снова не произошло.

Последняя попытка старой власти была предпринята уже в новом году, когда Кабмин постановлением №54 от 27 января ввел регистрацию цен на горно-шахтное оборудование украинского производства при поставках госшахтам страны. Ю.Тимошенко тогда заявила, что введение подобной регистрации является обязательным условием для предоставления государственных гарантий под кредиты на модернизацию производственных мощностей угольных ГП. По словам В.Сапрыкина, идея хороша, но не в рамках неэффективной отраслевой политики прежнего правительства.

"Кроме того, – продолжает Н.Романюк, – в январе 2009 года Кабмин утвердил список из 27 госшахт, для которых рекомендовал установить тарифы на электроэнергию как для потребителей І класса, что означало снижение тарификации на 26% по сравнению с частными предприятиями". Также власть освободила угольные госкомпании от отчислений в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, приостановила взимание налога на фонд оплаты труда. А в начале 2010 года приказала выделить Минуглепрому 330 млн грн. из прошлогоднего остатка Стабилизационного фонда для выплаты зарплат в отрасли и связанных с этим налогов. Наконец, госшахты получили закрепленный в административном порядке рынок сбыта в виде государственных теплоэлектростанций, обязанных закупать только госуголь. В итоге ТЭС столкнулись с дефицитом угля.

Новые надежды

"В самой по себе антикризисной господдержке нет ничего плохого. Плохое в том, что поддерживалась только часть предприятий, притом далеко не самая эффективная", – подчеркивает Н.Романюк. И пока госсектор проедал субвенции, частные операторы боролись против минусов конъюнктуры, опираясь в лучшем случае на материнские промышленные холдинги. Неудивительно, что зимой 2010 бывший министр С.Тулуб назвал отраслевые госдотации попыткой подкупить шахтеров перед выборами и добавил: "За счет коррупционных схем по продаже угля через ГП некоторые кураторы отрасли кладут в карман сотни миллионов гривен – это факты, подтвержденные Генеральной прокуратурой. Только по этим фактам прямые убытки составляют 3-4 млрд грн.".

На таком фоне разработанная Комитетом по экономическим реформам при Президенте новая угольная программа Кабмина выглядит не так уж плохо. Основные ее пункты: 1) до 2014 года потенциально рентабельные шахты будут проданы, 2) рынок будет значимо либерализирован с помощью прямых договоров, развития аукционной системы торгов углем и упрощения импорта, 3) субсидирование убыточных госшахт сократят на 80%, а "безнадежные" предприятия ликвидируют, как и госхолдинг "Уголь Украины", 3) вырастут затраты на социальную адаптацию шахтерских городов, 4) общий объем отраслевой господдержки должен остаться на уровне минувшего года. "Среди ожидаемых эффектов – повышение инвестиционной привлекательности отрасли, что в перспективе позволит активно привлекать частные инвестресурсы", – акцентирует замглавы Минуглепрома Игорь Попович. Кроме того, ожидается положительный эффект от устранения с рынка госмонополиста, "Угля Украины", который сейчас не только монопольно поставляет уголь госшахт конечным потребителям, но и диктует ГП цены на уголь. "В итоге ценовая конкурентоспособность госпредприятий выше: они сегодня поставляют коксующийся уголь марки Ж по 1120-1130 грн./тонн с НДС (базис FCA), а среднерыночные цены уже равны 1500-1600 грн./тонн", – отметил глава администрации по снабжению ОАО "АрселорМиттал Кривой Рог" Сурендра Прасад Синха.

Позитивы, ожидаемые от программы, понятны. Какими могут быть минусы? К примеру, в процессе приватизации добычи стоимость углей на отечественном рынке будет дополнительно расти вследствие сужения "околодемпингового" предложения с госшахт. Также теоретически может снизиться управляемость отрасли. Впрочем, если старое положение, при неэффективности работы и разгуле коррупции, означает "управляемость", то лучше уж рыночная стихия. Произойдет укрупнение рынка, но и его нельзя считать однозначным минусом.

Ожидаемый эффект

По оценкам И.Поповича, наиболее заинтересованы в полной приватизации отрасли метхолдинги и энергогенерирующие предприятия. Действительно, металлургические группы уже давно заявляют о готовности вкладывать средства в развитие украинского производства угля (не только коксующегося), или же уже занимаются подобным. Достаточно вспомнить вложения "Метинвеста" и СКМ в "Павлоградуголь", "Краснодонуголь", ДТЭК и др., группы "Донецкстали" – в Красноармейскую-Западную №1, "Запорожстали" – в покупку ПО "Шолоховское" и шахты "Быстрянская" в Ростовской области России. "ArcelorMittal Кривой Рог" тоже неоднократно декларировал желание обзавестись собственной угледобычей. Наиболее привлекательны для металлургов выпускающие угли для коксования "Макеевуголь", "Добропольеуголь", "Краснолиманская", шахтоуправление "Донбасс".

Что касается тепловой энергогенерации, то и ее приватизация предусмотрена новой стратегией Кабмина, причем в те же сроки, что и шахт. А значит, разгосударствление этих двух групп активов намечено в увязке. Это подтверждает И.Попович: "Начало продажи "Днепроэнерго", "Центрэнерго", "Западэнерго" и "Донбассэнерго" возможно уже в IV квартале 2010 года. Нельзя исключать, что эти активы будут куплены собственниками шахт, и в результате начнется построение вертикально интегрированных энергетических холдингов. Тем более что приватизацию энергоснабжающих компаний намечено завершить до 2012 года на условиях инвестиций в модернизацию мощностей". Дополнительной приманкой для покупателей ТЭС станут планируемые со следующего года отмена всех льготных энерготарифов в промышленности и повышение дисциплины платежей за поставленную энергию путем ликвидации запретов на отключение должников, введение ответственности потребителей за несвоевременную оплату. И, конечно же, полное приведение энерготарифов для населения к экономически обоснованному уровню.

В итоге в 2011-12 годах в стране могут появиться мощные частные интегрированные энергохолдинги, способные не только упорядочить рынок энергоресурсов и угля и модернизировать мощности предприятий-операторов, но и восстановить позиции Украины в части экспорта той же электроэнергии. И наконец-то приступить к плановой оптимизации и развитию угледобычи, о чем говорится уже много лет. В.Сапрыкин считает, что такие холдинги появятся прежде всего под эгидой более крупных многопрофильных промгрупп, уже имеющих опыт работы на рынке угля и на энергорынке.

Скептики сомневаются: программ развития в былые годы принималось немало, и где они все? Так, член профильного комитета Верховной Рады Александр Гудыма замечает: "Едва ли не каждое новое правительство всегда считало своим долгом принять очередную стратегию развития отрасли". На это В.Сапрыкин возражает: "Недолгая практика работы новых властей дает основания говорить о довольно практичных подходах. По крайней мере, пока. Например, в углепроме уже определено 63 перспективных инвестпроекта на общую сумму 47,3 млрд грн. В 2010 году плановый масштаб инвестиций в отрасль составит 6,4 млрд грн., включая 2,3 млрд из бюджета, 1,2 млрд частных вложений, 1,9 млрд от лизинговых операций и по 0,5 млрд от выпуска облигаций и кредитов под госгарантии. Для сравнения, в 2009 году на техпереоснащение отрасли из госбюджета было выделено только 262,9 млн грн., и не все эти средства дошли до адресата. Также достигнута договоренность о привлечении под государственные гарантии кредита Госбанка развития Китая в сумме до 100 млн долл., который направят на проекты реконструкции нескольких шахт".

В общем, на этот раз все может быть "всерьез и надолго". Тем более что реальная ситуация требует перемен.

МинПром 06.07.2010 07:28

Просмотров: 319 | Добавил: vopeople | Теги: Угольная отрасль России, новости угольной промышленности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0