Чем дальше, тем очевиднее становится,
что Китай приблизился к пределам экономического роста – в рамках той модели,
которая сложилась в этой стране. Вот одна из последних китайских новостей:
власти приступили к веерным отключениям, которые могут оказаться одними из
самых масштабных за последние годы. Причина – вот уже второй год продолжающийся
рост цен на уголь, а также сокращение выработки энергии на китайских
гидроэлектростанциях в этом году, сообщило Би-би-си.
Так, Совет по электроснабжению Китая
заявил, что пять крупнейших энергетических компаний, которые производят около
половины электроэнергии в стране, понесли 1,62 млрд долларов убытков в секторе
теплоэнергетики за первые четыре месяца 2011 года. В ряде регионов
рационирование электроснабжения происходит с начала года. При этом власти
опасаются повышать тарифы на электроэнергию из-за угрозы ускорения инфляции.
Ведь рост цен и без того превратился за последние пару лет, пожалуй, в главную
проблему китайской экономики. Так, в апреле индекс потребительских цен в КНР
вырос на 5,3% в годовом исчислении (5,4% в марте). Цены же на продукты питание,
основная причина роста инфляции, в апреле выросли на 11,5% (11,7% в марте).
Но будет ли эффективна тактика веерных
отключений в долгосрочной перспективе? Вряд ли, ведь та же проблема роста цен
на уголь давно вышла за пределы собственно китайской территории. Цены на уголь
растут не только внутри Китая, но и по всему миру, и причина – китайский спрос.
В КНР и сегодня 75% электроэнергии производится из угля.
Уже в прошлом году проблема обеспечения
китайской энергетики углем вышла на мировой уровень. Началось все с того, что
осенью 2010 года главные авто- и железные дороги страны в направлении
Тибет–Пекин оказались перегружены. В Китае была зафиксирована самая длинная
автомобильная пробка в истории человечества – 260 км (до этого самой длинной
считалась пробка в 200 км на трассе Париж–Лион в 1960 году). Основная причина
пробки, которая продлилась десять дней, – фуры, перевозившие уголь на восток
Китая. Страна запасала уголь на зиму.
Государственное стимулирование
экономического развития в западных и центральных регионах страны привело не
только к росту спроса на уголь, но и к перегрузке транспортных сетей, несмотря
на масштабную программу инфраструктурного строительства. В итоге китайские
потребители вынуждены были переориентироваться на импортный уголь.
История с пробками имела продолжение.
Проблемы с созданием запасов угля осенью и неожиданно холодная зима привели к
тому, что спрос на импортный уголь вырос настолько, что спровоцировал пробки на
морских коммуникациях и в основных угольных портах мира. Так, специалисты в
конце января 2011 года отмечали, что в австралийских портах Квинсленде и
Далримпл Бэй суда дожидаются своей очереди на погрузку угля в среднем около
27,5 суток. Австралия – ведущий экспортер угля для стран Восточной Азии. В
период пиковой нагрузки почти две сотни крупнотоннажных судов (почти пятая
часть судов подобного класса) дожидались погрузки-разгрузки в экспортных либо в
китайский портах. Счет застрявшим «в пробке» средним и мелким судам и вовсе
никто не вел…
Осенью 2010 года Китайская ассоциация
транспортировки и распространения угля выступила с прогнозом, что на решение
проблем с загруженностью транспортных путей понадобится около четырех лет. Но
это при нынешнем уровне потребления и производства и при условии, что ранее
построенная инфраструктура не будет разрушаться быстрее, чем строится новая. А
кроме того, одной из причин рекордных автомобильных пробок китайские дорожники
назвали… сильное повреждение дорожного покрытия грузовым транспортом, везущим
уголь, и экстренными ремонтными дорогами. Иначе говоря, интенсивность
использования инфраструктуры в Китае такова, что скорость износа не позволяет
поддерживать текущую деятельность. Чтобы продолжить развиваться, Китаю придется
создать новую модель роста, с более эффективным использованием ресурсов. Но
сделать это будет крайне непросто, особенно учитывая необходимость поддерживать
высокие темпы повышения уровня жизни и политическую стабильность.
http://expert.ru/,
18.05.2011 21:27
|