Четверг, 05.12.2024, 07:30

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Май » 29 » Угольный апокалипсис по-китайски
11:15
Угольный апокалипсис по-китайски

Чем дальше, тем очевиднее становится, что Китай приблизился к пределам экономического роста – в рамках той модели, которая сложилась в этой стране. Вот одна из последних китайских новостей: власти приступили к веерным отключениям, которые могут оказаться одними из самых масштабных за последние годы. Причина – вот уже второй год продолжающийся рост цен на уголь, а также сокращение выработки энергии на китайских гидроэлектростанциях в этом году, сообщило Би-би-си.

Так, Совет по электроснабжению Китая заявил, что пять крупнейших энергетических компаний, которые производят около половины электроэнергии в стране, понесли 1,62 млрд долларов убытков в секторе теплоэнергетики за первые четыре месяца 2011 года. В ряде регионов рационирование электроснабжения происходит с начала года. При этом власти опасаются повышать тарифы на электроэнергию из-за угрозы ускорения инфляции. Ведь рост цен и без того превратился за последние пару лет, пожалуй, в главную проблему китайской экономики. Так, в апреле индекс потребительских цен в КНР вырос на 5,3% в годовом исчислении (5,4% в марте). Цены же на продукты питание, основная причина роста инфляции, в апреле выросли на 11,5% (11,7% в марте).

Но будет ли эффективна тактика веерных отключений в долгосрочной перспективе? Вряд ли, ведь та же проблема роста цен на уголь давно вышла за пределы собственно китайской территории. Цены на уголь растут не только внутри Китая, но и по всему миру, и причина – китайский спрос. В КНР и сегодня 75% электроэнергии производится из угля.

Уже в прошлом году проблема обеспечения китайской энергетики углем вышла на мировой уровень. Началось все с того, что осенью 2010 года главные авто- и железные дороги страны в направлении Тибет–Пекин оказались перегружены. В Китае была зафиксирована самая длинная автомобильная пробка в истории человечества – 260 км (до этого самой длинной считалась пробка в 200 км на трассе Париж–Лион в 1960 году). Основная причина пробки, которая продлилась десять дней, – фуры, перевозившие уголь на восток Китая. Страна запасала уголь на зиму.

Государственное стимулирование экономического развития в западных и центральных регионах страны привело не только к росту спроса на уголь, но и к перегрузке транспортных сетей, несмотря на масштабную программу инфраструктурного строительства. В итоге китайские потребители вынуждены были переориентироваться на импортный уголь.

История с пробками имела продолжение. Проблемы с созданием запасов угля осенью и неожиданно холодная зима привели к тому, что спрос на импортный уголь вырос настолько, что спровоцировал пробки на морских коммуникациях и в основных угольных портах мира. Так, специалисты в конце января 2011 года отмечали, что в австралийских портах Квинсленде и Далримпл Бэй суда дожидаются своей очереди на погрузку угля в среднем около 27,5 суток. Австралия – ведущий экспортер угля для стран Восточной Азии. В период пиковой нагрузки почти две сотни крупнотоннажных судов (почти пятая часть судов подобного класса) дожидались погрузки-разгрузки в экспортных либо в китайский портах. Счет застрявшим «в пробке» средним и мелким судам и вовсе никто не вел…

Осенью 2010 года Китайская ассоциация транспортировки и распространения угля выступила с прогнозом, что на решение проблем с загруженностью транспортных путей понадобится около четырех лет. Но это при нынешнем уровне потребления и производства и при условии, что ранее построенная инфраструктура не будет разрушаться быстрее, чем строится новая. А кроме того, одной из причин рекордных автомобильных пробок китайские дорожники назвали… сильное повреждение дорожного покрытия грузовым транспортом, везущим уголь, и экстренными ремонтными дорогами. Иначе говоря, интенсивность использования инфраструктуры в Китае такова, что скорость износа не позволяет поддерживать текущую деятельность. Чтобы продолжить развиваться, Китаю придется создать новую модель роста, с более эффективным использованием ресурсов. Но сделать это будет крайне непросто, особенно учитывая необходимость поддерживать высокие темпы повышения уровня жизни и политическую стабильность.

http://expert.ru/, 18.05.2011 21:27

Просмотров: 427 | Добавил: vopeople | Теги: уголь России, угольнвя отрасль России, добыча угля в России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0