В первом полугодии текущего года ОАО «РЖД»
вложило в развитие подходов к морским портам по южному берегу Финского залива
(прежде всего к Усть-Луге) 2,7 млрд руб. Всего же в 2010-м на развитие подходов
к балтийским портам РЖД планируют направить 6,1 млрд руб., что на 1,6 млрд
больше, чем в 2009 году. Все это, несомненно, является свидетельством того, что
проект, связанный с созданием нового крупного портового центра, продолжает
развиваться. Однако новые горизонты оказываются связанными с новыми проблемами.
Как известно, развитие порта Усть-Луга является
одним из перспективных проектов, реализация которого считается необходимым
условием для роста экономики Северо-Западного региона, да и всей России. В
относительно близком будущем Усть-Луга должна стать морскими воротами для
экспорта, ведь, как отмечает генеральный директор ЗАО «Морцентр-ТЭК» Александр Шиманский,
«Северо-Западный бассейн является лидером по объемам перевозок через морские
порты, так как львиная доля всех перевозок российских торговых грузов
приходится на северо-западное направление». Естественно, что развитие
железнодорожных подходов к порту Усть-Луга и иным морским портам по южному
берегу Финского залива стало одной из основных и самых серьезных задач, стоящих
в настоящий момент перед российскими железными дорогами.
Объемы инвестиций, а равно и темпы
строительства, и объемы перевозок грузов к морским портам в настоящее время
позволяют говорить о том, что ОАО «РЖД» делает все необходимое для развития
подходов к порту Усть-Луга и иным портам. Как отмечает директор по развитию
агентства Portnews Надежда Малышева, «железная дорога обеспечивает порядка 80%
подвоза (вывоза) грузов в порт. Исключением являются контейнерные грузы,
которые по-прежнему на 85–90% доставляются автотранспортом».
Что же касается ситуации с развитием подходов к
собственно Усть-Луге, то здесь ситуация, пожалуй, является самой оптимальной.
Н. Малышева отмечает, что темпы строительства железнодорожных путей к Усть-Луге
гармонизированы с темпами ввода в эксплуатацию и перспективным развитием
морских терминалов в порту. «Не могу вспомнить ни одного случая нехватки
пропускной способности дороги в направлении терминалов Усть-Луга на протяжении
последних лет», – говорит директор по развитию агентства Portnews.
Впрочем, это не означает, что ситуация является
идеальной. По мнению представителя ОАО «РЖД», пожелавшего остаться неизвестным,
«относительно порта Усть-Луга всегда звучат очень амбициозные заявления о том,
что объемы перевозок будут расти. И хотя пока так и не удалось выйти на
запланированный уровень, мы все живем под своеобразным дамокловым мечом, ведь
если объемы грузов в действительности станут такими, как предполагалось, то
существующая на данный момент железнодорожная инфраструктура с ними не
справится». Единственным, хотя и сомнительным, «утешением» является то, что в
реальность все эти грандиозные планы, по мнению названного источника, «в
ближайшее время вряд ли воплотятся; пока, наоборот, проект развития порта
Усть-Луга если и не реализуется в установленные сроки, так, как он задумывался,
то ответственность за это несут иные участники проекта, но никак не РЖД».
Впрочем, утверждение о нереальности амбициозных
планов, возможно, стоит поставить под сомнение. А. Шиманский, оценивая проект
развития порта Усть-Луга как очень востребованный и перспективный, отмечает:
«Имеет место недостаток портовых мощностей для перевалки грузов (в первую
очередь угля и контейнеров). Ежегодно контейнерные перевозки в среднем у нас
возрастали на 20–25%. А в этом году, с учетом восполнения последствий кризисных
явлений, рост составляет более 30%». Таким образом, промедление ОАО «РЖД» на
данном участке может быть смерти подобно для контейнерных перевозок. И потому
все заинтересованные участники рынка воспринимают инвестиции РЖД в развитие
подходов к Усть-Луге и иным портам южного берега Финского залива с надеждой и
некоторой долей оптимизма. Однако есть свои аргументы и у пессимистов. Что
касается развития подходов к портам и вообще всей связанной с этим
железнодорожной инфраструктуры, то, здесь, конечно, существуют определенные проблемы,
но проблемы эти, так или иначе, решаемы. Но в перспективе развитие порта
Усть-Луга скажется и на объемах грузоперевозок, рост которых, в свою очередь,
по мнению вышеупомянутого представителя ОАО «РЖД», потребует реконструкции дальних
подходов к Усть-Луге и иным морским портам. А вопрос об источниках инвестиций в
эти новые проекты остается, по его мнению, неясным.
Тактические задачи РЖД (развитие железнодорожных
подходов), связанные с Усть-Лугой, пока что решаются достаточно успешно. Вопрос
о том, как будут разрешаться проблемы, которые неминуемо возникнут в стратегической
перспективе, остается открытым. По крайней мере, пока.
Источник: http://www.rzd-partner.ru/23 августа
2010
|