На терминал в
будущем порту появился новый претендент
О том, что
"Кузбассразрезуголь" хочет построить угольный терминал в Тамани,
"Ъ" рассказали источники на рынке. Речь может идти о проекте
мощностью около 10 млн т, уточняет один из собеседников "Ъ". Проектом
занимается Управляющая портовая компания (является единоличным исполнительным
органом ОАО "Восточный порт", на 100% принадлежит Карену
Мартиросяну), аффилированная с "Кузбассразрезуглем". Предварительные
переговоры с Минтрансом уже проведены, предполагается, что с инвестором будет
заключено соглашение о намерениях по строительству терминала. Предпроектные
разработки компания заказывает ЛенморНИИпроекту.
В "Кузбассразрезугле" от
комментариев отказались, переадресовав вопросы в головной холдинг УГМК. Там
обсуждать проект не стали, уточнив, что детальная информация может быть в
Управляющей портовой компании. В ней заявили "Ъ", что пока никаких
комментариев по проекту в Тамани не будет. Однако информацию об интересе
"Кузбассразрезугля" к Тамани "Ъ" подтвердил заместитель
министра транспорта Виктор Олерский. Он уточнил, что на сегодня есть три
предварительных заявки на строительство угольных терминалов в порту: от СУЭК,
UCLH и "Кузбассразрезугля". При этом в Тамани планируется
строительство двух терминалов общей мощностью 25-28 млн т.
В пресс-службе Минтранса добавили, что
строительство объектов порта планируется начать в 2013-м — начале 2014 года,
после того как проект Тамани пройдет госэкспертизу. "Тогда же планируется
провести конкурсные мероприятия на заключение концессионных соглашений по
строительству терминалов",— пояснили в Минтрансе. Источник в министерстве
подтвердил, что "конкуренция за право построить угольные терминалы будет
серьезная, потому что место очень правильное". При этом "Кузбассразрезуголь"
с учетом его опыта по развитию портовых мощностей для навалочных грузов
является одним из фаворитов, добавил собеседник "Ъ". Еще один
источник, знакомый с ситуацией, не исключил, что в проект вообще внесут
изменения: "Может, в итоге у Тамани будет три угольных терминала, а не
два".
СУЭК и UCLH еще в 2011 году заявили о
готовности строить угольные терминалы в Тамани. Холдинг Владимира Лисина
планирует проект мощностью 16 млн т (в два этапа). СУЭК хочет построить
терминал на 12 млн т. Вчера в обеих компаниях подтвердили, что интерес к Тамани
сохраняется. Источник в СУЭК добавил, что у холдинга есть "фактически
готовый проект терминала". Но инвесторы не уверены, что место для порта
выбрано правильно. "У предлагаемой площадки есть ограничения по длине
береговой линии, что предусматривает возможность увеличения пропускной
способности порта примерно до уровня 100 млн тонн,— рассказал источник
"Ъ" в UCLH.— Куда более подходящим с коммерческой точки зрения местом
был бы расположенный неподалеку Таманский залив. Порт в этом месте мог бы стать
российским Роттердамом с перспективой увеличения пропускной способности до 200
млн тонн и более". Официально в UCLH добавили, что компании, "как
инвестору, готовому построить и оперировать тремя терминалами в Тамани,
небезразлично, как идет процесс выбора места и когда начнется
строительство".
У "Кузбассразрезугля" уже есть
два портовых терминала — ОАО "Ростерминалуголь" в Усть-Луге, а также
крупнейший в стране ОАО "Восточный порт" на Дальнем Востоке. Первый
перевалил в 2012 году 13,7 млн тонн угля, второй — 18 млн тонн. "Восточный
порт" начал инвестпроект по строительству третьего перегрузочного комплекса,
планируется, что общая пропускная способность возрастет к 2017 году до 27 млн
тонн угля, а к 2019 году — до 35 млн тонн. "Кузбассразрезуголь" также
контролирует угольный терминал в эстонском порту Мууга мощностью около 5 млн
тонн в год, но туда отгрузка сейчас не ведется. Параллельно
"Кузбассразрезуголь" на паритетных началах с холдингом СДС
рассматривает возможность строительства крупного угольного терминала в
Мурманске.
Директор по развитию PortNews Надежда
Малышева отмечает, что у "Кузбассразрезугля" действительно самый
большой опыт по строительству угольных терминалов в стране. "Проект в
Тамани выглядит логичным, он позволит холдингу замкнуть логистическое кольцо,
получив собственные мощности еще и в южном бассейне. Сейчас компания там переваливает
уголь через Туапсе и Таганрог",— пояснила эксперт. Она добавила, что
терминалы в Тамани будут дороже, чем обычные, поскольку в этом порту
планируется закрытая перевалка угля, чтобы минимизировать ущерб экологии. По данным
одного из участников рынка, речь может идти о вложениях на уровне $300 млн.
i-news.kz 12.04.2013 |