Правительство до конца года намерено закрыть 107
из 126 государственных угольных предприятий, по причине их убыточности. В
результате в госсобственности останется два десятка шахт, в которые
правительство намерено инвестировать средства для повышения их
привлекательности. Подобные меры будут способствовать либерализации рынка и
увеличению стоимости ведущих госшахт.
Новая правительственная команда поставила четкую
задачу – реформировать угольный рынок с целью выведения государственных угольных предприятий в
прибыль. В рамках этой программы новая команда Минуглепрома пришла к
единственному на их взгляд правильному решению – закрыть все убыточные
предприятия, и тогда отрасль станет прибыльной.
Как показал анализ, убыточных предприятий в
составе Минуглепрома оказалось немало – 103 шахты, два шахтоуправления, один
угольный разрез и одно госпредприятие по добыче бурого угля. Их, в частности, и
собираются закрыть. Если учесть, что в составе министерства находятся 126
предприятия, то к концу года в строю останутся только 19 угольных предприятий.
Руководство министерства греет тот факт, что
закрытие убыточных предприятий сэкономит для бюджета 286 млн грн., направленные
на дотации угольных предприятий. В прошлом году сумма дотаций составила 4 млрд
грн. Эти средства, по словам представителей министерства, лучше потратить на
модернизацию перспективных предприятий, которые по окончании программы
реформирования отрасли можно будет продать частным инвесторам.
Впрочем, относительно статистики в данном случае
есть небольшие расхождения, поскольку в министерстве заявляют, что в текущем
году намерены развивать 63 государственные шахты. Вероятнее всего, в программе
"Реформы угольной отрасли" изменения
происходят прямо на ходу. И до конца года следует ожидать еще немало таких
изменений.
Как бы там ни было, по мнению экспертов,
министерству не удастся в столь короткие сроки закрыть 107 угольных
предприятий. Такую масштабную задачу невозможно выполнить за пять месяцев, хотя
уже с начала года новая команда министерства и доказывает свой реформаторский
настрой ударными темпами.
В частности, составлен график реформирования
угольной отрасли, который размещен на официальном сайте Минуглепрома. Также в
распоряжении общественности есть и "Программа реформы угольной
отрасли", рассчитанная на 2010-2014 годы. Сроки слишком сжатые даже для
того, чтобы просто разработать подобную программу. Точки же над "і"
расставит 2014 год.
Программа реформирования разделенана три этапа.
Первый этап рассчитан до конца 2010 года. В частности, в текущем году
министерство планирует разделить предприятия по категориям и создать программу
приватизации. Кроме этого, согласно программе необходимо подготовить
предприятия к приватизации и разработать мероприятия повышения мобильности
работников, попадающих под увольнение.
В частности, по словам руководства министерства,
относительно уволенных шахтеров будет действовать государственная программа
социальной поддержки. Минуглепром планирует повысить эффективность работы
службы занятости, ориентируя ее на перераспределение кадров в региональном и
межрегиональном масштабе, с использованием успешной международной практики.
Второй этап программы рассчитан на два года – до
конца 2012. Именно за этот период должна будет состояться либерализация
угольного рынка. В частности, цены угольных предприятий, которые останутся в
госсобственности, будут приведены к рыночным ценам. Вероятнее всего, это
произойдет за счет повышения качества угля, что станет возможным в результате
модернизации мощностей угольных предприятий. Для этого будет практиковаться
применение прямых договоров и развитие аукционной системы торговли углем. Также
либерализации подлежит и импорт угля.
Очень важным фактором на данном этапе является
ликвидация ГП "Уголь Украины", в чьей целесообразности правительство
уже усомнилось. Напомним, что именно это госпредприятие навязало политику
централизованной поставки угля энергетическим компаниям. В результате многие
частные шахты пострадали, так как энергетики вынуждены были покупать уголь
исключительно у госкомпаний.
Также отметим, что в программе второго этапа
есть пункты "переход на систему прямых, прозрачных дотаций убыточным
шахтам" и "ликвидация шахт, которые уже находятся на стадии
закрытия/консервации/доработки запасов". Из этого следует, что
министерство намерено ликвидировать убыточные предприятия до конца 2012 года, а
не до конца 2010, как объявлено.
Самым легким является третий этап реформирования
отрасли, завершение которого ожидается к концу 2014 года. За этот период
Минуглепром намерен поэтапно прекратить субсидирование операционных расходов
госшахт, а также наращивание финансирования реструктуризации шахт и социальной
поддержки увольняемых работников.
В результате министерство ожидает 100%
приватизации потенциально рентабельных предприятий до конца 2014 года. Таким
образом, сам Минуглепром либо будет ликвидирован, либо будет управлять
угольными предприятиями, которые не оправдали надежд, либо продолжит диктовать
условия уже частному угольному рынку. Кроме того, в рамках выполнения этой
программы ожидается снижение субсидирования себестоимости госпредприятий
отрасли на 80% до 2014 года и увеличение отчислений на социальную адаптацию.
По оценкам специалистов, в процессе
реформирования отрасли может возникнуть ряд проблем. Одна из них – дефицит угля на внутреннем рынке. Покрыть его
способно только увеличение объемов производства на модернизированных госшахтах,
что, в принципе, задача сложновыполнимая. В результате такого дефицита могут
вырасти цены на уголь на внутреннем рынке, от чего пострадают энергетики,
которым и так нелегко. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать
увеличение импорта угля. Однако и это приведет к росту дополнительных расходов
у отдельных отраслевых предприятий.
Вероятнее всего, решение данной задачи потребует
более долгого времени, чтобы участники рынка смогли подготовиться к новым
условиям. В то же время плюсом данной ситуации является то, что подобный
поворот дает блестящий шанс частным шахтам.
В частности, им будет на руку повышение как спроса, так и цен на уголь, это позволит
им увеличить собственные объемы добычи и производства. Однако стоит уточнить: а
готовы ли частники покрыть необходимый дефицит сырья?
МинПром 29.07.10
|