О новых стахановцах и о том, почему
уголь проигрывает газу, корреспонденту "Денег" Алексею Боярскому
рассказал заместитель министра энергетики России.
Бытует мнение, что сегодня угольная
энергетика, да и угольная отрасль в целом убыточны и их сохраняют, чтобы не
увольнять шахтеров.
— Это стереотипы общественного сознания,
которые появились в последней четверти прошлого века в связи с массовыми
акциями протеста против закрытия угольных шахт в Западной Европе. За последние
десять лет мировое потребление угля выросло почти на 50% (потребление газа —
примерно на 30%, нефти и атомной энергии — менее чем на 10%), что объясняется
экономической географией: месторождения угля на земном шаре распределены более
или менее равномерно, это самое доступное топливо. В ХХ веке доля угля в
мировом балансе существенно сократилась за счет сначала нефти, а затем атомной
энергетики и газа, но сейчас эта доля достаточно стабильна и составляет около
30%. Это касается не только энергетического угля, но и коксующегося
(используется в металлургии). Россия, так же как и Западная Европа, прошла путь
реструктуризации угольной промышленности. Во-первых, в 1993 году произошел
переход на свободные цены, отменены госдотации, и сегодня уголь на внутреннем и
внешнем рынках продается по рыночной цене. Это привело к закрытию более чем 200
нерентабельных угольных шахт и разрезов в основном со сложными
горно-геологическими условиями ведения работ и, как следствие, высокой
себестоимостью угля. Во-вторых, в период с 1993 по 2000 год все угольные
предприятия были преобразованы из государственных предприятий в акционерные
общества, в которых у государства оставалась доля акций. Однако постепенно
госпакеты были проданы, и сегодня все угольные компании частные. Угольная
отрасль инвесторам интересна, об этом свидетельствуют цены госпакетов акций
угольных предприятий. Так, в 2007 году "Мечел" приобрел 75% акций
"Якутугля" за 58 млрд руб., переплатив за лот почти 11 млрд руб. В
итоге мы пришли к устойчивому росту добычи угля: не только полностью
обеспечиваем национальную экономику, но и экспортируем более трети добываемых
объемов.
Цена на уголь непосредственно зависит от
цен на нефть. При какой цене нефти уголь энергетике неинтересен?
— Действительно, цены на уголь и нефть
коррелируют друг с другом, но это вовсе не означает, что при низких ценах
угольная отрасль инвесторам неинтересна. Особенность угольной промышленности —
высокая инерционность. От начала строительства шахты до ее закрытия проходит не
менее 30-40 лет. Соответственно, и инвестиционные проекты с учетом вложений и
прибыли рассчитываются на большой срок, в течение которого важна средняя цена,
а не ежегодные колебания. В 1998 году баррель нефти стоил $9, а всего через
десять лет, в 2008 году, цена взлетела до $150. С середины прошлого года цены
на уголь снижаются. В этих условиях предприятия вынуждены не только выполнять
контракты на поставку в том числе на экспорт, но и снижать текущие издержки,
сокращать инвестиционные программы. Как следствие, растет конкуренция между
угольными компаниями как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в том числе с
учетом непростой ситуации на мировых газовых рынках. Ответ на вопрос, при какой
цене нефти уголь энергетике неинтересен, обусловлен многими факторами, прежде
всего возможностью перехода каждой конкретной электростанции на другой вид
топлива.
Цена на газ также определяется ценой
нефти, тем не менее топить электростанции газом дешевле, чем углем.
— Основной минус угля — стоимость
транспортировки, которая для внутреннего потребления становится нерентабельной
после 500-600 км: на больших расстояниях уголь проигрывает газу. В основном
именно по этой причине в европейской части России построены газовые
электростанции. Сибирь же по большей части топится углем. Другая существенная
причина — сохранение государственного регулирования внутренних цен на газ.
Поэтому и сегодня уголь — замыкающий вид топлива, то есть последний в балансе
по предпочтению потребителей. Однако государство планирует повышение цен на газ
до уровня равнодоходности с поставками на экспорт за минусом стоимости транспортировки
и экспортных пошлин. В результате конкурентоспособность угля может повыситься,
но это также будет зависеть от роста стоимости железнодорожных перевозок.
Какова сегодня критическая цена на уголь
для среднестатистической шахты, то есть для добычи подземным способом?
— В Кузбассе есть шахты с себестоимостью
угля $10-15 за тонну, а есть — $30-50. При этом себестоимость определяется не
только горно-геологическими условиями, но и уровнем применяемых технологий.
Кстати, все рекорды по добыче достигаются только на новых предприятиях,
использующих современное оборудование. Вот лишь один пример. Бригада шахты
"Талдинская-Западная-1" выдала на-гора 3 млн тонн угля с начала года.
Это первый коллектив в России, добившийся такого результата в 2012 году. Лаву с
запасами угля 2,83 млн тонн бригада Березовского разреза начала отрабатывать в
конце июня, а уже в июле установила российский рекорд — 827 тыс. тонн в месяц.
Так что идет конкуренция не только между видами топлива, но и между угольными
предприятиями, что стимулирует внедрение новой техники и снижение себестоимости
добычи.
Существуют технологии производства из
угля жидкого топлива. Каковы перспективы этого направления?
— Во время Второй мировой войны было
освоено производство синтетического топлива из угля (в основном в Германии).
Потом эти технологии успешно переехали в ЮАР вместе с немецкими специалистами.
Нефти в ЮАР нет, зато угля много. И пока там был апартеид, страна находилась в
экономической блокаде, производящая горючее из угля компания приносила прибыль.
Когда же в начале 1990-х к власти пришел Нельсон Мандела и блокада была снята,
начались проблемы: поступающая в страну нефть оказалась дешевле продукта из
угля. Последние 10-12 лет интерес к этим технологиям очень высок. В США,
Германии, Франции, Китае проводятся интенсивные работы. Считается, что новые
технологии производства жидкого топлива делают его конкурентоспособным уже при
цене на нефть от $50-60 за баррель. Нефть уже давно стоит дороже, однако ни в
одной из указанных стран еще не начато промышленное производство — только
опытные установки.
Государство сегодня каким-то образом
стимулирует разработку новых перспективных месторождений в труднодоступных
местах, предоставляет льготы компаниям, допустим, работающим на Севере?
— В настоящее время государство прежде
всего стимулирует безопасную добычу угля подземным способом: существуют льготы
по уплате НДПИ. Часть средств, потраченных предприятием на промышленную
безопасность, из этого налога вычитается. Кроме того, сегодня действует
Долгосрочная программа развития угольной промышленности на период до 2030 года.
Одно из главных ее направлений наряду с продолжением добычи в традиционных
угольных бассейнах — стимулирование развития добычи в новых регионах, приближенных
к потребителю, в том числе иностранному. В настоящее время осваиваются уже
новые месторождения в Якутии, Республике Бурятия, Туве. Оттуда уголь будет поставляться
в Японию, Южную Корею, Китай. Правительством даны поручения по подготовке
предложений о налоговых каникулах при освоении новых угольных месторождений.
Важнейшая задача государства — обеспечить развитие транспортной инфраструктуры,
необходимой для транспортировки угля, устранить узкие места на железнодорожном
транспорте.
На каком уровне сегодня так называемый
удельный травматизм со смертельным исходом на шахтах? Считается, что в России
он значительно выше, чем в США и Европе.
— В США смертность составляет 0,02
случая на 1 млн тонн. В России в 2011 году — 0,17, в Польше — 0,1, в Китае —
0,5. Упомянутая мной долгосрочная программа развития ставит своей задачей
снижение у нас этого показателя к 2020 году до 0,1, а к 2030 году — до 0,05. Коммерсантъ 01.10.2012
|