Суббота, 27.04.2024, 04:10

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2011 » Сентябрь » 20 » Богатства в изоляции
17:12
Богатства в изоляции

В Восточной Сибири заявлены и реализуются инвестиционные проекты на миллиарды долларов. Но их успешное осуществление возможно лишь при устранении транспортной изоляции региона.

Стратегия федерального центра в отношении экономического развития Восточной Сибири сводится к двум основным направлениям. Первое — максимально полное использование местной ресурсной базы: наращивание добычи и переработки нефти и газа. Судя по высказываниям чиновников и представителей компаний, на углеводороды Восточной Сибири возлагаются большие надежды. Хотя в этой сфере не все так радужно, как порой представляется. Осваивать также предполагается богатейшие запасы древесины, угля, различных руд, алмазов, драгметаллов и прочих полезных ископаемых. И второе — развитие Восточной Сибири как транзитной территории для расширения торговли с емкими и растущими рынками Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Собственно, основные инвестиционные проекты восточносибирского макрорегиона, инициированные государством или частными компаниями, реализуются именно в этих направлениях.

Движение начинается

По большому счету, какими бы богатствами ни располагала Восточная Сибирь, они не имеют реальной ценности, пока их невозможно взять, переработать и доставить потребителю. А в смысле развития транспортной инфраструктуры регион практически изолирован. Поэтому каждый проект имеет для Сибири особое значение.

Один из таких проектов — строительство 400-километрового участка Кызыл—Курагино из Республики Тыва в Красноярский край. Он соединит с Транссибом месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна Тувы. Стоимость проекта, по некоторым оценкам, составляет 110–130 млрд рублей. Основную часть затрат возьмут на себя частные инвесторы, работающие на территории угольного бассейна: сначала Енисейская промышленная компания, а затем к проекту присоединятся Evraz Group и «Северсталь». «Строительство железной дороги в Туве будет служить первым шагом в экономическом подъеме региона», — сказал «Эксперту» председатель правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол.

Железные дороги от осваиваемых крупных месторождений прокладывают и в других регионах Восточной Сибири. Например, строящаяся железнодорожная ветка в Забайкальском крае свяжет с Транссибом полиметаллические месторождения юго-востока региона. В строительство направляются инвестиции работающего на этой территории «Норильского никеля» и средства Инвестфонда России. В Республике Бурятия будет построен 160-километровый железнодорожный участок Могзон—Озерный, который соединит с Транссибом Озерное месторождение. Здесь планируется построить горно-обогатительный комбинат, где будет ежегодно добываться около 6 млн тонн руды и производиться 740 тыс. тонн концентрата цинка, а также свинца и золотосеребряного сплава. Инвестором выступает ИФК «Метрополь». Как отмечают в правительстве Бурятии, общая стоимость проекта строительства железной дороги оценивается примерно в 110 млрд рублей. Соотношение государственных и частных инвестиций — 32,5 и 67,5% соответственно.

В Якутии практически завершено строительство железнодорожной ветки Улак—Эльга протяженностью более 300 км. Она связывает с Байкало-Амурской магистралью одно из крупнейших в мире неразработанных месторождений коксующихся углей — Эльгинское (его балансовые запасы оцениваются в 2,2 млрд тонн). Вложения в развитие железнодорожной инфраструктуры, по некоторым данным, составили 1,3 млрд долларов. В 2012 году «Якутуголь» хочет добыть на Эльгинском месторождении около 2 млн тонн угля.

Значительные средства направляются и в другие инфраструктурные проекты Восточной Сибири, в том числе связанные с развитием электросетевого хозяйства. К примеру, около 13 млрд рублей будет потрачено на строительство высоковольтной линии Татаурово—Горячинск—Баргузин в Бурятии. «Это огромный успех республики, — говорит президент Республики Бурятии Вячеслав Наговицын. — Проект призван снять все энергетические вопросы на побережье Байкала и в Баргузинском районе». Его реализация, как предполагается, начнется этой осенью.

Развитие железнодорожной и автомобильной сетей дает возможность включать в хозяйственный оборот сибирские богатства. В Красноярском крае сейчас строится Енисейский фанерный комбинат, инвестиции в который оцениваются в 7 млрд рублей. Первая производственная линия уже запущена. В Иркутской области недавно открыт лесоперерабатывающий комбинат, построенный компанией «Русфорест Магистральный», входящей в группу Rusforest AB (Швеция). Объем инвестиций в лесопереработку — 600 млн рублей, в лесозаготовку — 750 млн. А в конце 2011 года в области планируется запустить еще более крупный лесоперерабатывающий комплекс, который строит Транссибирская лесная компания. Производственная мощность предприятия составит 1 млн кубометров древесины в год. Общая стоимость проекта — около 5 млрд рублей.

Значительные инвестиции идут и в развитие существующих лесоперерабатывающих комбинатов. Так, расширяет производство в Красноярском крае Ново-Енисейский ЛХК, который специализируется на выпуске экспортных пиломатериалов и древесно-волокнистых плит. «Базовый элемент» проводит модернизацию Селенгинского целлюлозно-картонного комбината в Бурятии и Енисейского целлюлозно-бумажного комбината в Красноярском крае. Группа «Илим» наращивает объемы производства в Иркутской области. Один из проектов этой компании — строительство новой линии по производству хвойной целлюлозы в Братске. Всего в 2011 году группа планирует вложить в модернизацию своих сибирских предприятий 14,4 млрд рублей, в прошлом году объемы инвестиций составили 6,3 млрд.

Если говорить о других традиционных для регионов Восточной Сибири отраслях, то интересны планы «Алросы» — главного участника базовой для Якутии алмазодобывающей промышленности. В 2012–2013 годах планируется приватизация 14% акций компании. Общая доля частных акционеров вырастет до 23,1%. По словам президента компании Федора Андреева, планируемая допэмиссия акций «Алросы» позволит привлечь инвестиции, необходимые для реализации ряда проектов, связанных с переходом на подземную добычу алмазов. Эти средства будут также использованы в проекте добычи железной руды на месторождениях Южной Якутии. В результате реализации этого проекта компания «Тимир», «дочка» «Алросы», по объемам производства может сравняться с алмазодобывающей компанией.

На новом подземном руднике «Удачный» к 2015 году «Алроса» планирует завершить строительство первого пускового комплекса. На проектную мощность он выйдет в 2017 году, ежегодно добывая 4 млн тонн алмазосодержащей руды. В планах Удачнинского ГОКа, принадлежащего компании, разработка россыпных месторождений алмазов. Кроме того, уже получены лицензии на освоение кимберлитовой трубки «Дальняя» и Верхне-Мунского рудного поля.

С прицелом на Азию

Этим летом российская группа En+ подписала рамочное соглашение с Экспортно-импортным банком КНР о предоставлении 5 млрд долларов на реализацию проектов в восточносибирском макрорегионе. Деньги пойдут на строительство Нижнеангарской ГЭС мощностью 600–1200 МВт в Красноярском крае, Транссибирской ГЭС на 400–900 МВт в Забайкальском крае, Ленской ТЭС на 1200 МВт в Иркутской области, а также на разработку угольных месторождений в Республике Тыва и Чинейского месторождения полиметаллических руд в Забайкальском крае. После реализации этих проектов значительная часть продукции пойдет на экспорт в страны АТР, прежде всего в Китай.

«Сейчас представился уникальный исторический шанс совершить мощный рывок в развитии Восточной Сибири и Дальнего Востока, создании здесь современной, комфортной для жизни инфраструктуры, кардинальном улучшении качества жизни, — пояснил стратегию группы президент En+ Олег Дерипаска. — На ближайшие десятилетия главными источниками мирового спроса на ключевые промышленные ресурсы станут страны Восточной Азии, прежде всего Китай, Япония, Корея, затем Индия. Так, Китай уже потребляет около 40 процентов алюминия, никеля и меди в мире, около половины всего добываемого угля, и спрос будет расти. При этом Восточная Сибирь обладает богатейшим промышленным и научным потенциалом, реализация которого в комплексе с созданием необходимой логистической и энергетической инфраструктуры и ориентацией на растущий спрос в Азии может превратить регион в одну из ключевых движущих сил развития всей российской экономики на ближайшие десятилетия».

В связи с этим En+ и компании группы, включая «Русал», «Евросибэнерго», «Союзметаллресурс», в ближайшие 15–20 лет планируют реализовать на территории Восточной Сибири проекты общей стоимостью 20–25 млрд долларов. Среди приоритетных проектов En+ помимо упомянутых — освоение Агаскырского медно-молибденового месторождения и строительство на базе принадлежащего группе Красноярского металлургического завода крупнейшего в России прокатного комплекса для выпуска алюминиевой продукции.

Интересы группы связаны и с развитием цветной металлургии в Восточной Сибири. Помимо модернизации существующих алюминиевых заводов (братского, иркутского и красноярского) «Русал» строит Тайшетский завод в Иркутской области проектной мощностью 750 тыс. тонн алюминия в год. Недавно стало известно, что ВЭБ предоставит компании 40 млрд рублей, которые пойдут на реализацию первой очереди этого проекта и создание инфраструктуры. Строительство планируется завершить в 2016 году.

А в Красноярском крае «Русал» строит Богучанский алюминиевый завод мощностью 600 тыс. тонн в год.

Байкал, мамонты, вечная мерзлота

Регионы Восточной Сибири в последние годы активно продвигают еще одно направление экономики — туризм. Особая экономическая зона (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» — один из наиболее крупных проектов, реализуемых в Бурятии. ОЭЗ создана постановлением российского правительства в феврале 2007 года и расположена на пяти участках — Турка, Пески, гора Бычья, бухта Безымянная, Горячинск. Общая площадь экономической зоны 3,7 тыс. га. В качестве резидентов зарегистрированы девять компаний с общим заявленным объемом инвестиций 34,3 млрд рублей.

На первом этапе создания ОЭЗ осваиваются участки Турка и Пески. По состоянию на 1 мая 2011 года государственные инвестиции в создание объектов инфраструктуры на этих участках составили более 2 млрд рублей, из них 1,56 млрд — затраты федерального бюджета. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию всех инфраструктурных объектов запланированы на 2012 год. В 2011-м должны быть разработаны проекты трех остальных участков.

До конца 2011 года должен завершиться также первый этап регистрации резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» в Иркутской области. Региональное правительство заключило соглашение о намерениях в сфере реализации инвестпроектов на территории этой ОЭЗ с 11 потенциальными резидентами. Создана цифровая модель местности для технико-экономического обоснования ОЭЗ, в Минэкономразвития России представлена концепция развития зоны, решаются земельно-имущественные вопросы. К этому проекту проявляют интерес и зарубежные инвесторы, в том числе из Китая.

А в Якутии до 2025 года решили создать туристско-рекреационный кластер «Северный мир». Проект планируется осуществить вместе с частными инвесторами на левом берегу Лены недалеко от Якутска на площади 6 тыс. га. Общая стоимость более 5 млрд рублей. Основными объектами станут Всемирный музей мамонта, подземный туристский комплекс «Мир вечной мерзлоты», этнографический парк «Северная мозаика», крытый горнолыжный комплекс и др.

Туристические проекты реализуются и в других регионах. И можно сказать, что туризм — одно из основных стратегических направлений развития Восточной Сибири помимо освоения ресурсной базы и развития энергетической и логистической инфраструктуры. Проекты в этой сфере позволят регионам получить новые точки роста экономики и повышение уровня занятости населения.

Эксперт 11.09.2011

Просмотров: 306 | Добавил: vopeople | Теги: уголь России, Угольная отрасль России, coal | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0