В Восточной Сибири заявлены и
реализуются инвестиционные проекты на миллиарды долларов. Но их успешное
осуществление возможно лишь при устранении транспортной изоляции региона.
Стратегия федерального центра в
отношении экономического развития Восточной Сибири сводится к двум основным
направлениям. Первое — максимально полное использование местной ресурсной базы:
наращивание добычи и переработки нефти и газа. Судя по высказываниям чиновников
и представителей компаний, на углеводороды Восточной Сибири возлагаются большие
надежды. Хотя в этой сфере не все так радужно, как порой представляется. Осваивать
также предполагается богатейшие запасы древесины, угля, различных руд, алмазов,
драгметаллов и прочих полезных ископаемых. И второе — развитие Восточной Сибири
как транзитной территории для расширения торговли с емкими и растущими рынками
Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Собственно, основные инвестиционные
проекты восточносибирского макрорегиона, инициированные государством или
частными компаниями, реализуются именно в этих направлениях.
Движение начинается
По большому счету, какими бы богатствами
ни располагала Восточная Сибирь, они не имеют реальной ценности, пока их
невозможно взять, переработать и доставить потребителю. А в смысле развития
транспортной инфраструктуры регион практически изолирован. Поэтому каждый
проект имеет для Сибири особое значение.
Один из таких проектов — строительство
400-километрового участка Кызыл—Курагино из Республики Тыва в Красноярский
край. Он соединит с Транссибом месторождения Улуг-Хемского угольного бассейна
Тувы. Стоимость проекта, по некоторым оценкам, составляет 110–130 млрд рублей.
Основную часть затрат возьмут на себя частные инвесторы, работающие на
территории угольного бассейна: сначала Енисейская промышленная компания, а
затем к проекту присоединятся Evraz Group и «Северсталь». «Строительство железной
дороги в Туве будет служить первым шагом в экономическом подъеме региона», —
сказал «Эксперту» председатель правительства Республики Тыва Шолбан Кара-оол.
Железные дороги от осваиваемых крупных
месторождений прокладывают и в других регионах Восточной Сибири. Например,
строящаяся железнодорожная ветка в Забайкальском крае свяжет с Транссибом
полиметаллические месторождения юго-востока региона. В строительство
направляются инвестиции работающего на этой территории «Норильского никеля» и
средства Инвестфонда России. В Республике Бурятия будет построен 160-километровый
железнодорожный участок Могзон—Озерный, который соединит с Транссибом Озерное
месторождение. Здесь планируется построить горно-обогатительный комбинат, где
будет ежегодно добываться около 6 млн тонн руды и производиться 740 тыс. тонн
концентрата цинка, а также свинца и золотосеребряного сплава. Инвестором выступает
ИФК «Метрополь». Как отмечают в правительстве Бурятии, общая стоимость проекта
строительства железной дороги оценивается примерно в 110 млрд рублей.
Соотношение государственных и частных инвестиций — 32,5 и 67,5% соответственно.
В Якутии практически завершено
строительство железнодорожной ветки Улак—Эльга протяженностью более 300 км. Она
связывает с Байкало-Амурской магистралью одно из крупнейших в мире
неразработанных месторождений коксующихся углей — Эльгинское (его балансовые
запасы оцениваются в 2,2 млрд тонн). Вложения в развитие железнодорожной инфраструктуры,
по некоторым данным, составили 1,3 млрд долларов. В 2012 году «Якутуголь» хочет
добыть на Эльгинском месторождении около 2 млн тонн угля.
Значительные средства направляются и в
другие инфраструктурные проекты Восточной Сибири, в том числе связанные с
развитием электросетевого хозяйства. К примеру, около 13 млрд рублей будет
потрачено на строительство высоковольтной линии Татаурово—Горячинск—Баргузин в
Бурятии. «Это огромный успех республики, — говорит президент Республики Бурятии
Вячеслав Наговицын. — Проект призван снять все энергетические вопросы на
побережье Байкала и в Баргузинском районе». Его реализация, как предполагается,
начнется этой осенью.
Развитие железнодорожной и автомобильной
сетей дает возможность включать в хозяйственный оборот сибирские богатства. В
Красноярском крае сейчас строится Енисейский фанерный комбинат, инвестиции в
который оцениваются в 7 млрд рублей. Первая производственная линия уже
запущена. В Иркутской области недавно открыт лесоперерабатывающий комбинат,
построенный компанией «Русфорест Магистральный», входящей в группу Rusforest AB
(Швеция). Объем инвестиций в лесопереработку — 600 млн рублей, в лесозаготовку
— 750 млн. А в конце 2011 года в области планируется запустить еще более
крупный лесоперерабатывающий комплекс, который строит Транссибирская лесная
компания. Производственная мощность предприятия составит 1 млн кубометров
древесины в год. Общая стоимость проекта — около 5 млрд рублей.
Значительные инвестиции идут и в
развитие существующих лесоперерабатывающих комбинатов. Так, расширяет
производство в Красноярском крае Ново-Енисейский ЛХК, который специализируется
на выпуске экспортных пиломатериалов и древесно-волокнистых плит. «Базовый
элемент» проводит модернизацию Селенгинского целлюлозно-картонного комбината в
Бурятии и Енисейского целлюлозно-бумажного комбината в Красноярском крае.
Группа «Илим» наращивает объемы производства в Иркутской области. Один из
проектов этой компании — строительство новой линии по производству хвойной
целлюлозы в Братске. Всего в 2011 году группа планирует вложить в модернизацию
своих сибирских предприятий 14,4 млрд рублей, в прошлом году объемы инвестиций составили
6,3 млрд.
Если говорить о других традиционных для
регионов Восточной Сибири отраслях, то интересны планы «Алросы» — главного
участника базовой для Якутии алмазодобывающей промышленности. В 2012–2013 годах
планируется приватизация 14% акций компании. Общая доля частных акционеров
вырастет до 23,1%. По словам президента компании Федора Андреева, планируемая
допэмиссия акций «Алросы» позволит привлечь инвестиции, необходимые для
реализации ряда проектов, связанных с переходом на подземную добычу алмазов.
Эти средства будут также использованы в проекте добычи железной руды на месторождениях
Южной Якутии. В результате реализации этого проекта компания «Тимир», «дочка»
«Алросы», по объемам производства может сравняться с алмазодобывающей компанией.
На новом подземном руднике «Удачный» к
2015 году «Алроса» планирует завершить строительство первого пускового
комплекса. На проектную мощность он выйдет в 2017 году, ежегодно добывая 4 млн
тонн алмазосодержащей руды. В планах Удачнинского ГОКа, принадлежащего компании,
разработка россыпных месторождений алмазов. Кроме того, уже получены лицензии
на освоение кимберлитовой трубки «Дальняя» и Верхне-Мунского рудного поля.
С прицелом на Азию
Этим летом российская группа En+
подписала рамочное соглашение с Экспортно-импортным банком КНР о предоставлении
5 млрд долларов на реализацию проектов в восточносибирском макрорегионе. Деньги
пойдут на строительство Нижнеангарской ГЭС мощностью 600–1200 МВт в
Красноярском крае, Транссибирской ГЭС на 400–900 МВт в Забайкальском крае,
Ленской ТЭС на 1200 МВт в Иркутской области, а также на разработку угольных
месторождений в Республике Тыва и Чинейского месторождения полиметаллических
руд в Забайкальском крае. После реализации этих проектов значительная часть
продукции пойдет на экспорт в страны АТР, прежде всего в Китай.
«Сейчас представился уникальный
исторический шанс совершить мощный рывок в развитии Восточной Сибири и Дальнего
Востока, создании здесь современной, комфортной для жизни инфраструктуры,
кардинальном улучшении качества жизни, — пояснил стратегию группы президент En+
Олег Дерипаска. — На ближайшие десятилетия главными источниками мирового спроса
на ключевые промышленные ресурсы станут страны Восточной Азии, прежде всего
Китай, Япония, Корея, затем Индия. Так, Китай уже потребляет около 40 процентов
алюминия, никеля и меди в мире, около половины всего добываемого угля, и спрос
будет расти. При этом Восточная Сибирь обладает богатейшим промышленным и
научным потенциалом, реализация которого в комплексе с созданием необходимой
логистической и энергетической инфраструктуры и ориентацией на растущий спрос в
Азии может превратить регион в одну из ключевых движущих сил развития всей
российской экономики на ближайшие десятилетия».
В связи с этим En+ и компании группы,
включая «Русал», «Евросибэнерго», «Союзметаллресурс», в ближайшие 15–20 лет
планируют реализовать на территории Восточной Сибири проекты общей стоимостью
20–25 млрд долларов. Среди приоритетных проектов En+ помимо упомянутых —
освоение Агаскырского медно-молибденового месторождения и строительство на базе
принадлежащего группе Красноярского металлургического завода крупнейшего в России
прокатного комплекса для выпуска алюминиевой продукции.
Интересы группы связаны и с развитием
цветной металлургии в Восточной Сибири. Помимо модернизации существующих
алюминиевых заводов (братского, иркутского и красноярского) «Русал» строит
Тайшетский завод в Иркутской области проектной мощностью 750 тыс. тонн алюминия
в год. Недавно стало известно, что ВЭБ предоставит компании 40 млрд рублей,
которые пойдут на реализацию первой очереди этого проекта и создание инфраструктуры.
Строительство планируется завершить в 2016 году.
А в Красноярском крае «Русал» строит
Богучанский алюминиевый завод мощностью 600 тыс. тонн в год.
Байкал, мамонты, вечная мерзлота
Регионы Восточной Сибири в последние
годы активно продвигают еще одно направление экономики — туризм. Особая
экономическая зона (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань» —
один из наиболее крупных проектов, реализуемых в Бурятии. ОЭЗ создана
постановлением российского правительства в феврале 2007 года и расположена на пяти
участках — Турка, Пески, гора Бычья, бухта Безымянная, Горячинск. Общая площадь
экономической зоны 3,7 тыс. га. В качестве резидентов зарегистрированы девять
компаний с общим заявленным объемом инвестиций 34,3 млрд рублей.
На первом этапе создания ОЭЗ осваиваются
участки Турка и Пески. По состоянию на 1 мая 2011 года государственные
инвестиции в создание объектов инфраструктуры на этих участках составили более
2 млрд рублей, из них 1,56 млрд — затраты федерального бюджета. Завершение
строительства и ввод в эксплуатацию всех инфраструктурных объектов
запланированы на 2012 год. В 2011-м должны быть разработаны проекты трех
остальных участков.
До конца 2011 года должен завершиться
также первый этап регистрации резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа
«Ворота Байкала» в Иркутской области. Региональное правительство заключило
соглашение о намерениях в сфере реализации инвестпроектов на территории этой
ОЭЗ с 11 потенциальными резидентами. Создана цифровая модель местности для
технико-экономического обоснования ОЭЗ, в Минэкономразвития России представлена
концепция развития зоны, решаются земельно-имущественные вопросы. К этому
проекту проявляют интерес и зарубежные инвесторы, в том числе из Китая.
А в Якутии до 2025 года решили создать
туристско-рекреационный кластер «Северный мир». Проект планируется осуществить
вместе с частными инвесторами на левом берегу Лены недалеко от Якутска на
площади 6 тыс. га. Общая стоимость более 5 млрд рублей. Основными объектами
станут Всемирный музей мамонта, подземный туристский комплекс «Мир вечной
мерзлоты», этнографический парк «Северная мозаика», крытый горнолыжный комплекс
и др.
Туристические проекты реализуются и в
других регионах. И можно сказать, что туризм — одно из основных стратегических
направлений развития Восточной Сибири помимо освоения ресурсной базы и развития
энергетической и логистической инфраструктуры. Проекты в этой сфере позволят
регионам получить новые точки роста экономики и повышение уровня занятости
населения.
Эксперт 11.09.2011
|