Четверг, 25.04.2024, 22:20

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2013 » Август » 31 » Больше внутреннего потребления
22:08
Больше внутреннего потребления

Объем потребления угля на внутреннем рынке за последние пять лет снизился почти на 14 млн тонн, или на 7%. «По предварительным оценкам, в 2013 году тенденция эта сохранится, а при нестабильности внешних рынков ситуация становится если не критической, то тревожной как минимум... Внутренний рынок при его огромном потенциале по-прежнему не развивается. Хотя полтора года назад мы принимали решения о стимулировании и наращивании внутреннего потребления угля. И планировали сделать это за счет развития угольной генерации в энергетике и ЖКХ», - посетовал президент России Владимир Путин в ходе заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, которое он вчера провел в Кемерово – на следующий день после завершения празднования Дня шахтера.

Глава государства напомнил о похожем совещании, которое он также проводил в Кемерово полтора года назад – еще в ранге премьер-министра. Итогом стало утверждение долгосрочной программы развития угольной отрасли на период до 2030 года. В этом документе прописано, что добыча угля к обозначенному сроку должна вырасти до 430 млн тонн, производительность труда повыситься в пять раз, а износ основных фондов – сократиться с 75% до 20%. Теперь решено долгосрочную программу скорректировать: привести ее в соответствие с тенденциями на внутреннем и глобальном рынках угля, а также синхронизировать с мероприятиями, предусмотренными генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, проектами транспортной стратегии и стратегии развития портовой инфраструктуры.

В добыче угля ежегодно устанавливаются рекорды: так, по итогам прошлого в отрасли в России был достигнут очередной максимум за постсоветский период – 354,9 млн тонн (рост к 2011-му составил 5,4%). Растет и переработка – и энергетического (на 6%), и коксующегося угля (на 9%). Хотя это направление – переработка угля и его обогащение – все равно остается недоразвитым: так, из более 272 млн тонн энергетического угля, добытого в 2012 году, было переработано лишь 26%. Но при этом все достижения углепрома практически полностью определяются ежегодным ростом экспорта (за прошлый год – на 17%). Негативная же динамика потребления угля на внутреннем рынке очевидно снижает устойчивость отрасли и повышает ее зависимость от внешней конъюнктуры.

В последние годы эта зависимость стала ощущаться острее, особенно в Кузбассе – главном российском угледобывающем центре (по итогам прошлого года – более 200 млн тонн). Уголь отсюда сегодня экспортируется в 48 стран, однако цены на мировом рынке в последнее время не отличаются стабильностью (на заседании было заявлено, что в среднем падение цен за год составило 20%). В результате, рассказал на заседании губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, «большинство кузбасских компаний работают, по сути, в убыток». Слабое место региона известно – его расположение в центре страны оборачивается высокими затратами на транспортировку угля к портам и на западе, и на востоке страны. Несмотря на все титанические усилия РЖД и ежесуточную погрузку до 8 тыс. полувагонов, на складах в регионе уже скопилось более 16 млн тонн угля (при нормативе 4,7 млн тонн). Уголь лежит в течение года, самовозгорается, теряет в качестве, а значит, и цене, посетовал Тулеев. При существующей пропускной способности железных дорог наращивать объем добычи угля нет смысла, заявил губернатор. Хотя в перспективе за счет расширения мощностей БАМа и Транссиба, в рамках которого предусмотрена ликвидация узких мест на направлении «Междуреченск – Абакан – Тайшет», у экспорта кузбасского угля в страны АТР откроется второе дыхание.

Впрочем, кроме низкой пропускной способности РЖД и постоянной головной боли с тарифами, за которые монополия стоит насмерть, перспективы дальнейшего роста экспорта определяются и скоростью движения грузовых составов по сети (она крайне низка в сравнении с международными показателями), и техническими характеристиками самих полувагонов. Неудивительно, что президент потребовал развивать отечественное производство вагонов повышенной грузоподъемности. Тулеев же попросил его дать поручение железнодорожникам и угольщикам в месячный срок собраться и договориться о совместных действиях: падает цена на уголь – настолько же снижается и железнодорожный тариф; растут цены – поднимаются и тарифы. Губернатор Кузбасса считает, что этот вариант удовлетворит и угольщиков, и железнодорожников.

Впрочем, глава РЖД Владимир Якунин эту инициативу не поддержал. По его словам, убытки монополии при перевозке угля в 2012 году составили 79 млрд рублей, поскольку РЖД возит уголь по ценам ниже себестоимости – как минимум, в два раза ниже «законной ставки». «От Кузбасса в оба направления – от четырех до шести тысяч километров. Мы ничего не сможем сделать с расстоянием, оно есть», - повторил очевидное Якунин. Без господдержки РЖД будут вынуждены повысить тарифы на перевозку угля, заявил глава монополии. И предложил угольщикам решать свои проблемы без ущерба для железных дорог.

На этом фоне участники заседания пришли к выводу, что без развития внутреннего рынка угля говорить о масштабном росте в отрасли не приходится. По данным, которые озвучил Аман Тулеев, только за четыре месяца 2013 года поставки кузбасского угля на российский рынок сократились на 10%. «Правительству, заинтересованным ведомствам, угольным компаниям и регионам нужно обстоятельно заниматься формированием внутреннего рынка», - потребовал в ходе заседания и Владимир Путин. Когда внешний рынок «припадает», «развитие внутреннего рынка сыграло бы свою исключительно положительную роль», заключил президент. Отметив, что «нужно учитывать межтопливную конъюнктуру и межтопливную конкуренцию», но «подходить к этим вопросам, безусловно, нужно очень прагматично». «Многие страны, причем промышленно развитые страны, пытаются сейчас вновь наладить производство угля. Вы знаете такую экономику, как экономика Федеративной Республики [Германия], они отказываются от атомной энергетики и сейчас задумались о том, как использовать угольную генерацию. Мы имеем все возможности посмотреть на то, как развивается ситуация у наших соседей, все проанализировать, взвесить и принять своевременные и правильные решения», - добавил президент.

«Для целого ряда регионов уголь является самым эффективным локальным видом топлива», - заявил Путин. Прежде всего, развивать угольную генерацию решено в Калининградской области (несмотря на то, что там планируется построить крупную Балтийскую АЭС мощностью 2 ГВт). «Возможны самые разные решения, самые разные: и сжиженный газ, и другие генерирующие мощности. Но угольную генерацию тоже не нужно сбрасывать со счетов, нужно обязательно это проработать, проработать все «за» и все «против», подойти к этому самым серьезным образом, особенно на фоне обсуждения в ЕС возможного ограничения энергетического сотрудничества Европейского союза с Россией… Мы знаем о планах вывода Прибалтики из нашего энергетического кольца, а это соответствующим образом ставит в непростое положение Калининградскую область. Заранее нужно предпринимать необходимые действия», - потребовал глава государства. Сейчас регион получает энергию от газовой Калининградской ТЭЦ-2 (ее мощность 900 МВт), а также за счет поставок из других регионов России. «Создание такой замкнутой автономной системы в этом регионе значительно снизит геополитические риски в сфере энергетики, которые могут возникнуть в любое время. И, повторяю еще раз, может быть, будет правильно, если мы диверсифицируем энергетическую отрасль этого региона, она не будет зависеть только от одного первичного источника», - заявил Путин. По его словам, поставлять уголь в Калининградский анклав можно через морской терминал. Вице-премьеру Аркадию Дворковичу поручено в трехмесячный срок «доработать вопрос». Губернатор Калининградской области Николай Цуканов, также принимавший участие в заседании в Кемерово, отметил, что решение о развитии угольной генерации в анклаве будет приниматься после «детальных экономических расчетов и обоснований».

Потребовал президент ускорить и строительство угольных ТЭС на Дальнем Востоке (этим занимается «РусГидро»). Впрочем, в данном случае требование выглядит по меньшей мере странным. Дело в том, что внутреннее потребление в этом макрорегионе невелико и вряд ли покажет взрывной рост в будущем; энергосистема Дальнего Востока, и так состоящая из ряда изолированных друг от друга районов, развивается пока что по двум направлениям. С одной стороны, замещаются устаревшие мощности, работающие на завозном мазуте и том же угле (к примеру, газ уже дошел до Петропавловска-Камчатского; переводятся на это топливо объекты тепловой генерации в Хабаровске и Владивостоке). С другой – строится генерация, нацеленная на экспорт электроэнергии в страны АТР. При этом ставка в общем и целом делается на газ – «Газпром» с 2007 года реализует масштабную Восточную газовую программу, в рамках которой уже действует газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток», а к 2017 году должна начаться добыча на крупном Чаяндинском месторождении в Якутии. При выходе на полную производительность месторождение и его спутники будут давать 25 млрд кубометров природного газа в год. Для его транспортировки предполагается строительство еще одного газопровода, «Якутия – Хабаровск – Владивосток», протяженностью около 3,2 тыс. км.

По сути, новую генерацию, основанную на угле, на Дальнем Востоке пока собирается строить лишь «РусГидро», в рамках стратегии, реализуемой «дочернем» РАО «Энергетические системы Востока». В планы холдинга на Дальнем Востоке, как известно, входит строительство четырех электростанций: первой очереди ГРЭС-2 в Якутске (республика Саха – Якутия), второй очереди ТЭЦ в Благовещенске (Амурская область), ТЭЦ в Советской Гавани (Хабаровский край), а также первой очереди ГРЭС-2 и пос. Ильинский (Сахалинская область). Федеральный бюджет в феврале выделил холдингу целевые 50 млрд рублей (в виде допэмиссии), однако председатель правления ОАО «Русгидро» Евгений Дод в июне заявил, что строительство четырех станций обойдется в 63,4 млрд рублей. Недостающие средства «Русгидро» планирует привлечь в банках. Но не исключено, говорил Дод, что удастся существенно сэкономить на самих стройках. К примеру, переконфигурировав станции с угля на газ – причем поставщиком этого топлива могла бы стать «Роснефть». Евгений Дод заявлял, что переход на газ может привести к почти 40-процентному снижению капитальных затрат при строительстве всех четырех объектов. В свете заявлений президента в Кемерово эти планы могут быть скорректированы. Хотя не исключено, что прагматизм, о которой также говорил Путин, сыграет главенствующую роль при принятии окончательных решений.

Эксперт 28 Августа 2013

 

Категория: Уголь России | Просмотров: 510 | Добавил: vopeople | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0