Объем потребления угля на внутреннем
рынке за последние пять лет снизился почти на 14 млн тонн, или на 7%. «По
предварительным оценкам, в 2013 году тенденция эта сохранится, а при
нестабильности внешних рынков ситуация становится если не критической, то
тревожной как минимум... Внутренний рынок при его огромном потенциале
по-прежнему не развивается. Хотя полтора года назад мы принимали решения о стимулировании
и наращивании внутреннего потребления угля. И планировали сделать это за счет развития
угольной генерации в энергетике и ЖКХ», - посетовал президент России Владимир
Путин в ходе заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и
экологической безопасности, которое он вчера провел в Кемерово – на следующий
день после завершения празднования Дня шахтера. Глава государства напомнил о похожем
совещании, которое он также проводил в Кемерово полтора года назад – еще в
ранге премьер-министра. Итогом стало утверждение долгосрочной программы
развития угольной отрасли на период до 2030 года. В этом документе прописано,
что добыча угля к обозначенному сроку должна вырасти до 430 млн тонн,
производительность труда повыситься в пять раз, а износ основных фондов –
сократиться с 75% до 20%. Теперь решено долгосрочную программу скорректировать:
привести ее в соответствие с тенденциями на внутреннем и глобальном рынках
угля, а также синхронизировать с мероприятиями, предусмотренными генеральной
схемой размещения объектов электроэнергетики, проектами транспортной стратегии
и стратегии развития портовой инфраструктуры. В добыче угля ежегодно устанавливаются
рекорды: так, по итогам прошлого в отрасли в России был достигнут очередной
максимум за постсоветский период – 354,9 млн тонн (рост к 2011-му составил
5,4%). Растет и переработка – и энергетического (на 6%), и коксующегося угля
(на 9%). Хотя это направление – переработка угля и его обогащение – все равно
остается недоразвитым: так, из более 272 млн тонн энергетического угля,
добытого в 2012 году, было переработано лишь 26%. Но при этом все достижения
углепрома практически полностью определяются ежегодным ростом экспорта (за
прошлый год – на 17%). Негативная же динамика потребления угля на внутреннем рынке
очевидно снижает устойчивость отрасли и повышает ее зависимость от внешней
конъюнктуры. В последние годы эта зависимость стала
ощущаться острее, особенно в Кузбассе – главном российском угледобывающем
центре (по итогам прошлого года – более 200 млн тонн). Уголь отсюда сегодня
экспортируется в 48 стран, однако цены на мировом рынке в последнее время не
отличаются стабильностью (на заседании было заявлено, что в среднем падение цен
за год составило 20%). В результате, рассказал на заседании губернатор
Кемеровской области Аман Тулеев, «большинство кузбасских компаний
работают, по сути, в убыток». Слабое место региона известно – его расположение
в центре страны оборачивается высокими затратами на транспортировку угля к
портам и на западе, и на востоке страны. Несмотря на все титанические усилия
РЖД и ежесуточную погрузку до 8 тыс. полувагонов, на складах в регионе уже
скопилось более 16 млн тонн угля (при нормативе 4,7 млн тонн). Уголь лежит в
течение года, самовозгорается, теряет в качестве, а значит, и цене, посетовал
Тулеев. При существующей пропускной способности железных дорог наращивать объем
добычи угля нет смысла, заявил губернатор. Хотя в перспективе за счет
расширения мощностей БАМа и Транссиба, в рамках которого предусмотрена
ликвидация узких мест на направлении «Междуреченск – Абакан – Тайшет», у
экспорта кузбасского угля в страны АТР откроется второе дыхание. Впрочем, кроме низкой пропускной
способности РЖД и постоянной головной боли с тарифами, за которые монополия
стоит насмерть, перспективы дальнейшего роста экспорта определяются и скоростью
движения грузовых составов по сети (она крайне низка в сравнении с
международными показателями), и техническими характеристиками самих
полувагонов. Неудивительно, что президент потребовал развивать отечественное
производство вагонов повышенной грузоподъемности. Тулеев же попросил его дать
поручение железнодорожникам и угольщикам в месячный срок собраться и договориться
о совместных действиях: падает цена на уголь – настолько же снижается и железнодорожный
тариф; растут цены – поднимаются и тарифы. Губернатор Кузбасса считает, что
этот вариант удовлетворит и угольщиков, и железнодорожников. Впрочем, глава РЖД Владимир
Якунин эту инициативу не поддержал. По его словам, убытки монополии
при перевозке угля в 2012 году составили 79 млрд рублей, поскольку РЖД возит
уголь по ценам ниже себестоимости – как минимум, в два раза ниже «законной
ставки». «От Кузбасса в оба направления – от четырех до шести тысяч километров.
Мы ничего не сможем сделать с расстоянием, оно есть», - повторил очевидное
Якунин. Без господдержки РЖД будут вынуждены повысить тарифы на перевозку угля,
заявил глава монополии. И предложил угольщикам решать свои проблемы без ущерба
для железных дорог. На этом фоне участники заседания пришли
к выводу, что без развития внутреннего рынка угля говорить о масштабном росте в
отрасли не приходится. По данным, которые озвучил Аман Тулеев, только за четыре
месяца 2013 года поставки кузбасского угля на российский рынок сократились на
10%. «Правительству, заинтересованным ведомствам, угольным компаниям и регионам
нужно обстоятельно заниматься формированием внутреннего рынка», - потребовал в
ходе заседания и Владимир Путин. Когда внешний рынок «припадает», «развитие
внутреннего рынка сыграло бы свою исключительно положительную роль», заключил
президент. Отметив, что «нужно учитывать межтопливную конъюнктуру и межтопливную
конкуренцию», но «подходить к этим вопросам, безусловно, нужно очень
прагматично». «Многие страны, причем промышленно развитые страны, пытаются
сейчас вновь наладить производство угля. Вы знаете такую экономику, как
экономика Федеративной Республики [Германия], они отказываются от атомной
энергетики и сейчас задумались о том, как использовать угольную генерацию. Мы
имеем все возможности посмотреть на то, как развивается ситуация у наших соседей,
все проанализировать, взвесить и принять своевременные и правильные решения», -
добавил президент. «Для целого ряда регионов уголь является
самым эффективным локальным видом топлива», - заявил Путин. Прежде всего,
развивать угольную генерацию решено в Калининградской области (несмотря на то,
что там планируется построить крупную Балтийскую АЭС мощностью 2 ГВт).
«Возможны самые разные решения, самые разные: и сжиженный газ, и другие генерирующие
мощности. Но угольную генерацию тоже не нужно сбрасывать со счетов, нужно обязательно
это проработать, проработать все «за» и все «против», подойти к этому самым
серьезным образом, особенно на фоне обсуждения в ЕС возможного ограничения
энергетического сотрудничества Европейского союза с Россией… Мы знаем о планах
вывода Прибалтики из нашего энергетического кольца, а это соответствующим
образом ставит в непростое положение Калининградскую область. Заранее нужно
предпринимать необходимые действия», - потребовал глава государства. Сейчас
регион получает энергию от газовой Калининградской ТЭЦ-2 (ее мощность 900 МВт),
а также за счет поставок из других регионов России. «Создание такой замкнутой
автономной системы в этом регионе значительно снизит геополитические риски в
сфере энергетики, которые могут возникнуть в любое время. И, повторяю еще раз,
может быть, будет правильно, если мы диверсифицируем энергетическую отрасль
этого региона, она не будет зависеть только от одного первичного источника», -
заявил Путин. По его словам, поставлять уголь в Калининградский анклав можно
через морской терминал. Вице-премьеру Аркадию Дворковичу поручено
в трехмесячный срок «доработать вопрос». Губернатор Калининградской
области Николай Цуканов, также принимавший участие в заседании в
Кемерово, отметил, что решение о развитии угольной генерации в анклаве будет
приниматься после «детальных экономических расчетов и обоснований». Потребовал президент ускорить и
строительство угольных ТЭС на Дальнем Востоке (этим занимается «РусГидро»).
Впрочем, в данном случае требование выглядит по меньшей мере странным. Дело в
том, что внутреннее потребление в этом макрорегионе невелико и вряд ли покажет
взрывной рост в будущем; энергосистема Дальнего Востока, и так состоящая из
ряда изолированных друг от друга районов, развивается пока что по двум
направлениям. С одной стороны, замещаются устаревшие мощности, работающие на
завозном мазуте и том же угле (к примеру, газ уже дошел до
Петропавловска-Камчатского; переводятся на это топливо объекты тепловой
генерации в Хабаровске и Владивостоке). С другой – строится генерация, нацеленная
на экспорт электроэнергии в страны АТР. При этом ставка в общем и целом
делается на газ – «Газпром» с 2007 года реализует масштабную Восточную газовую
программу, в рамках которой уже действует газопровод «Сахалин — Хабаровск —
Владивосток», а к 2017 году должна начаться добыча на крупном Чаяндинском
месторождении в Якутии. При выходе на полную производительность месторождение и
его спутники будут давать 25 млрд кубометров природного газа в год. Для его
транспортировки предполагается строительство еще одного газопровода, «Якутия –
Хабаровск – Владивосток», протяженностью около 3,2 тыс. км. По сути, новую генерацию, основанную на
угле, на Дальнем Востоке пока собирается строить лишь «РусГидро», в рамках
стратегии, реализуемой «дочернем» РАО «Энергетические системы Востока». В планы
холдинга на Дальнем Востоке, как известно, входит строительство четырех
электростанций: первой очереди ГРЭС-2 в Якутске (республика Саха – Якутия),
второй очереди ТЭЦ в Благовещенске (Амурская область), ТЭЦ в Советской Гавани
(Хабаровский край), а также первой очереди ГРЭС-2 и пос. Ильинский (Сахалинская
область). Федеральный бюджет в феврале выделил холдингу целевые 50 млрд рублей
(в виде допэмиссии), однако председатель правления ОАО «Русгидро» Евгений
Дод в июне заявил, что строительство четырех станций обойдется в 63,4
млрд рублей. Недостающие средства «Русгидро» планирует привлечь в банках. Но не
исключено, говорил Дод, что удастся существенно сэкономить на самих стройках. К
примеру, переконфигурировав станции с угля на газ – причем поставщиком этого
топлива могла бы стать «Роснефть». Евгений Дод заявлял, что переход на газ
может привести к почти 40-процентному снижению капитальных затрат при строительстве всех четырех
объектов. В свете заявлений президента в Кемерово эти планы могут
быть скорректированы. Хотя не исключено, что прагматизм, о которой также
говорил Путин, сыграет главенствующую роль при принятии окончательных решений. Эксперт 28 Августа 2013
|