Министерство Российской Федерации по
развитию Дальнего Востока направило для обсуждения руководству
«Внешэкономбанка» перечень приоритетных проектов ДФО, предлагаемых для
реализации с использованием инструментов Фонда развития Дальнего Востока и
Байкальского региона.
Всего в перечень вошло 92 проекта, их
совокупная стоимость – около 5 трлн. рублей. Однако совсем не обязательно, что
все средства будут профинансированы из бюджета. Как известно, гендиректор Фонда
развития Дальнего Востока и Байкальского региона Геннадий Алексеев давно и
последовательно продвигает принципы государственно-частного партнерства, а сам
Фонд позиционируется как механизм привлечения частных инвестиций в масштабные
проекты государственного значения.
В
этой ситуации резонно отметить, что в 2012 году из федерального бюджета на
развитие территории Дальнего Востока решено добавить 104 млрд руб., из них 15
млрд руб. пошло в капитал Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского
региона.
Что касается отдельно взятой Якутии, то
Минвостокразвития предлагает Фонду принять участие в строительстве 1-ой очереди
Якутской ГРЭС-2, которая необходима для замещения выбывающих мощностей
действующей Якутской ГРЭС, находящейся на пределе исчерпания физических
ресурсов. Все работы предлагается закончить в 2015 году.
Важным объектом межрегионального значения
может стать строительство ЛЭП ВЛ 220 кВ «Майя – Хандыга – Теплый ключ –
Развилка – Нера Новая». Новая ЛЭП не только создаст условия для развития
экономики и прилегающих территорий, но и позволит объединить энергосистемы
Якутии и Магаданской области. Сроки реализации проекта: 2014-2020 годы.
О необходимости строительства 4-го
энергоблока Нерюнгринской ГРЭС мощностью 180 МВт впервые заговорили еще в 1985
году. Нынче Минвостокразвития вновь вернулся к этой теме. Предложено
реализовать данный проект в период с 2015 по 2020 годы.
Но еще до окончания строительства 4-го
энергоблока Нерюнгринской ГРЭС предлагается построить третью воздушную линию
ЛЭП ВЛ 220 кВ «НГРЭС-Нижний Куранах-Томмот». Нужно это для повышения надежности
электроснабжения Южно-Якутского энергорайона, уменьшения потерь электроэнергии,
подключения дополнительных потребителей. Сроки реализации проекта: 2014-2016
годы.
Вообще, в своих предложениях Минвостокразвития
страны уделяет очень много внимания проектам Комплексного развития Южной
Якутии. Речь идет о расширении производства угля, освоении железнорудных
месторождений «Таежное», «Десовское», разработке урановых местрождений
Эльконского района, наращивании золотодобычи, освоении Селигдарского
местрождения апатитов, развитие транспортной и энергетической инфраструктуры.
За все это предлагается взяться не позднее 2013 года.
Причем, предложения предельно конкретны. Так,
федеральное министерство предлагает вплотную взяться за освоение Таежного
железорудного месторождения, которое включает в себя строительство ГОКа
мощностью 6 млн.тонн сырой руды (открытая разработка) и 8 млн.тонн (подземная
разработка) с производством 2,7-3,6 млн.тонн концентрата. Завершить строительство
предлагается уже в 2016 году.
Кроме того, в перечень приоритетных проектов
ДФО, предлагаемых для реализации с использованием инструментов Фонда развития
Дальнего Востока и Байкальского региона предложено включить строительство
ВЛ-220 кВ для электроснабжения Таежного ГОКа с ПС-220 кВ, а также строительство
железнодорожной линии «ст. Таежная – Таежный ГОК».
Также Минвостокразвития предлагает
включить в список приоритетов строительство ВЛ 220 кВ Хани-Тарынахский ГОК и ПС
220 кВ Тарынахский ГОК (с подвеской второй цепи на БАМе ВЛ 220 кВ, и
строительство железнодорожной линии «ст. Икебьекан – Тарыннахский ГОК».
Сразу несколько пунктов предложений
Минвостокразвития посвящено Инаглинскому угольному комплексу. Среди них
строительство шахты Инаглинская проектной мощностью до 2,5 млн.тонн рядового
угля в год и обогатительной фабрики до 3 млн.тонн для переработки рядового угля
в коксовый концентрат. Все работы должны быть завершены в 2014 году.
Строительство ответвления от линии
электропередач ВЛ 110 кВт «Чульманская ТЭЦ - подстанция М.Нимныр» для
электроснабжения УК Инаглинский. Также предлагается построить ПС 110 кВ
Инаглинский Угольный комплекс с заходами ВЛ 110 кВ (ПС 110 кв Инаглинская ОФ,
ВЛ-110 на Инаглинскую ОФ), включая реконструкцию ВЛ 110 кВ «ЧуГРЭС-М.Нимныр».
Помимо этого, с использованием инструментов
Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона предлагается построить
железнодорожную линию «ст. Чульбасс – Инаглинский УК».
Много внимания в предложениях
Минвостокразвития уделено освоению Эльгинского угольного месторождения. На
проектную мощность 27-30 млн. тонн данное месторождение предлагается вывести к
2025 году.
При этом к 2018 году предлагается построить
Эльгинскую ТЭЦ, (первая очередь – 2х180 МВт, дальнейшее расширение – 1х180
МВт). Новая ТЭЦ понадобится для обеспечения электро- и теплопотребления
Эльгинского промышленного энергоузла. А в 2020 году, в связи с планами
строительства ЛЭП ВЛ 220 кВ «Эльгауголь - НПС-18», у электростанции появятся
первые внешние потребители.
Отдельно Минвостокразвития страны выделил
наращивание газодобычи на территории Якутии. Данный проект включает в себя
строительство в 2012-2016 годах магистрального газопровода «Якутский центр
газодобычи - Хабаровск – Владивосток», обустройство в те же сроки Чаядинского
нефтегазоконденсатного месторождения, а также строительство в республике
газоперерабатывающего комплекса по выделению гелия и прочих компонентов
Чаядинского НГКМ в течение 2014-2018 годов.
Серьезное место в предложениях
Минвостокразвития занимают развитие региональных авиационных перевозок на
Дальнем Востоке и развитие регионального авиаперевозчика на базе АК
«Якутия».Вкратце суть этих проектах заключается в обновлении парка воздушных
судов, создании наземной инфраструктуры технического обслуживания воздушных
судов нового поколения, операционных мероприятиях по внедрению новой самолетной
техники и расширению географии полетов. Вся программа должна быть выполнена в
течение ближайших пяти лет.
Среди проектов, имеющих межрегиональное
значение, в том числе и для Якутии, особо стоит выделить модернизацию и
реконструкцию Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, которая должна
привести к увеличение объема перевозок грузов к 2015 году до 52 млн.тонн, а до
2030 года - 100 млн.тонн.
Не менее интересны проекты модернизации
Транссибирской магистрали, а также соединение транскорейской железнодорожной
магистрали с сетью железных дорог России с выходом на Транссибирскую
магистраль, что создаст прямой транзитный коридор «Азия-Европа-Азия».
Конечно, считать представленный
Минвостокразвития страны перечень приоритетных проектов ДФО, предлагаемых для
реализации с использованием инструментов Фонда развития Дальнего Востока и
Байкальского региона окончательным, было бы слишком идеалистично.
Уж очень разнятся интересы, а главное,
представления о путях развития Дальнего Востока среди тех, кому предстоит
принять окончательное решение. Консенсуса пока нет даже в таком основополагающем
вопросе, как сами принципы государственно-частного партнерства.
Как любит иронизировать в таких случаях
президент Якутии Егор Борисов: «Мы уже двадцать лет живем в условиях рынка, но
до сих пор этого не поняли». А ведь это очень важно – примирить сиюминутный
коммерческий интерес крупных инвесторов с долгосрочными намерениями
государства. Без этого все планы по развитию Дальнего Востока могут обернуться
фикцией.
И
тем не менее, что бы там ни говорили скептики, движение вперед налицо. Утвержденная
Правительством РФ «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта
и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» еще раз доказала свою
жизнеспособность и имеет все шансы на полную реализацию.
Уже на следующей неделе предложения
Минвостокразвития планирует обсуждать президиум Госсовета на заседании по
развитию Дальнего Востока. Многое станет понятно по итогам этого заседания.
http://sakhamediapost.ru 20 ноября 2012
|