В порту Посьет скопилось более 320 тыс. т угля –
судна, транспортирующие уголь в страны АТР, заходят сюда реже, чем это
необходимо. РЖД уже объявляли конвенции, запрещающие на несколько дней отгрузки
угля из Кузбасса в этот порт, но ситуация не изменилась. В самой компании
«Мечел» уверены, что это временные трудности, а аналитики связывают сбои
выгрузок с меняющейся конъюнктурой на рынке угля.
«Из-за
того что нет судов в Посьете, на причалах накопилось 320 тыс. т угля при
нормативе 250 тыс. т», – говорит начальник отдела внешнеторговых и транзитных перевозок
Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей Кузнецов.
По его же
словам, конвенция на погрузку угля в адрес порта Посьет была введена РЖД 2 июня
и действовала пять суток, но ситуация в порту не изменилась. «Сейчас на
подъезде к Посьету находятся 4 «брошенных» поезда. Конвенции мы пока вводить не
будем, так как представители «Мечела» пообещали, что в ближайшее время ситуация
нормализуется», – говорит Алексей Кузнецов.
От
официальных комментариев в «Мечеле» отказались, однако источник в этой компании
пояснил, что речь идет не о технических проблемах, а о затянувшемся переговорном
процессе. «Это были временные трудности, связанные с процессом переговоров с
заказчиками в странах АТР», – поясняет собеседник «Гудка».
Цены на
уголь, по его словам, меняются, и договоры пересматриваются. «Ситуация скоро
стабилизируется, до конца месяца ежесуточно в порт будет заходить по два судна.
Постепенно со скопившимся углем мы разберемся», – сообщил источник в «Мечеле».
«Доля
экспорта российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона продолжает
расти. В случае с «Мечелом», скорее всего, речь идет о пересмотре долгосрочных
контрактов в связи с тем, что цены на уголь сейчас сильно выросли», – считает генеральный
директор агентства «Росинформуголь» Анатолий Скрыль.
По его
словам, в ближайшие 5–10 лет уголь из России займет до 10% в закупках этого
сырья странами АТР. «Индонезия сейчас разворачивает свои схемы поставок на
внутренний рынок в связи с промышленным подъемом. Эта страна является вторым в
мире экспортером угля. Таким образом, освобождается ниша, которую могут занять
российские угледобывающие предприятия. Сейчас доля российского энергетического
угля в поставках на рынок Азии составляет около 4,5%, мы прогнозируем
увеличение этого показателя в два раза в течение 7–10 лет», – рассказал
эксперт.
По словам
Алексея Кузнецова, в РЖД также прогнозируют рост экспорта угля через
дальневосточные порты. «Они (порты на востоке страны. – Прим. ред.) сейчас работают
очень активно и продолжают увеличивать свои перерабатывающие мощности», –
сообщил представитель РЖД.
18.06 22:04 | MetalTorg |