// Китайцы предлагают "Интер РАО"
совместное предприятие
"Интер
РАО" может начать с китайской Shenhua совместный проект по переработке
угля в синтетическое моторное топливо. Ранее такие проекты из-за дороговизны
производства реализовывались только в странах, испытывавших проблемы с поставками
нефти,— в Германии во время Второй мировой войны и в ЮАР при апартеиде. Но
резкий рост нефтяных цен в 2000-х годах сделал переработку угля в жидкое
топливо рентабельным бизнесом. В Китае Shenhua уже успела построить первую
линию по производству "угольных нефтепродуктов".
Государственный энергохолдинг "Интер РАО
ЕЭС" совместно с китайской угольной компанией Shenhua может заняться
производством моторного топлива из угля, сообщил вчера директор департамента
угольной и торфяной промышленности Минэнерго Константин Алексеев. По словам
чиновника, в понедельник проект меморандума по строительству завода был передан
китайской стороне. Господин Алексеев уточнил, что форма сотрудничества
уточняется, Китай пока не представил "экономическую составляющую проекта".
России нужно до сентября определить
месторождение, на базе которого строить завод, пояснил Константин Алексеев.
Скорее всего, оно будет располагаться "в близких к Китаю регионах",
добавил чиновник, поскольку основным потребителем продукции завода должна стать
КНР. В "Интер РАО" вчера подтвердили интерес к проекту, но пояснили,
что он пока находится на "нулевой стадии". В частности, пока не
определены ни доли партнеров в будущем совместном предприятии, ни параметры и
условия финансирования. Собственных угольных активов у "Интер РАО"
также нет. Источник "Интерфакса", знакомый с ходом переговоров,
отметил, что стоимость завода может составить порядка $1 млрд.
Технологии производства жидкого синтетического
топлива из угля (CTL, от английского coal to liquid) были разработаны в
Германии около 100 лет назад. Однако широкого применения до последнего времени
они не находили, прежде всего из-за дороговизны производства. До 2000-х годов
были известны лишь два примера использования технологий CTL в промышленных масштабах.
В 1930-1940-х годах такие установки использовала нацистская Германия,
отрезанная от большинства нефтяных промыслов. С 1955 года CTL-заводы начала
строить южноафриканская Sasol. ЮАР, длительное время попадавшая под
международные санкции из-за режима апартеида, использовала для производства
топлива свои обширные запасы угля. По оценкам World Coal Institute (ассоциация,
объединяющая производителей угля), сейчас в ЮАР из местных углей производится
до 30% бензина и дизельного топлива.
Неоднократно
я заклинал Гитлера подумать, не является ли более целесообразным обезопасить в
первую голову прикрытием истребительной авиации заводы синтетического топлива
— Альберт
Шпеер, рейхсминистр вооружений и боеприпасов Третьего рейха в книге своих
воспоминаний
World Coal Institute, анализируя в 2006 году
возможную окупаемость CTL-производств, отмечал, что они становятся экономически
привлекательными при цене барреля нефти выше $35. В 2000-х годах цены на нефть
значительно превысили этот уровень, и интерес к CTL-заводам стали проявлять в
КНР, США, Австралии и других странах со значительными запасами угля. Shenhua
является одной из немногих угледобывающих компаний мира, которая построила
действующую линию по CTL-технологии мощностью 1 млн тонн нефтепродуктов в год.
Она введена в строй в автономном районе Внутренняя Монголия в 2008 году, общая
производительность завода по проекту должна составить 5 млн тонн в год. Проект
стоил около 10 млрд юаней (менее $1,5 млрд).
Алексей Морозов из UBS отмечает, что из угля
получается дизельное топливо хорошего качества, очищенное от серы. Создание
подобного производства в России обсуждалось до кризиса, добавляет аналитик, но
пока эта тема закрыта, так как процесс достаточно энергоемкий. Сергей Бейден из
ИФК "Метрополь" добавляет, что для "Интер РАО" производство
синтетического топлива из угля является абсолютно непрофильным бизнесом. По
мнению аналитика, логичнее было бы привлекать для такого проекта какую-либо из
российских угледобывающих компаний.
Газета «Коммерсантъ» № 159 (4459) от 31.08.2010
|