«Северсталь» и Evraz Group не могут
приступить к добыче угля в Туве. Оказалось, что для его вывоза необходимо
расширить часть Транссиба. Проект обойдется в 116 млрд руб. Но ни у РЖД, ни у
государства денег на него нет
Об этом «Ведомостям» рассказали чиновник
Минэкономразвития, сотрудник одной из компаний, участвующих в освоении
Улуг-Хемского бассейна в Туве, и сотрудник РЖД. Оказалось, что для реализации
проектов «Северстали» и Evraz Group недостаточно вдвое увеличить мощности еще
не построенной ветки Кызыл — Курагино, но требуется расширить участок
Междуреченск — Тайшет на Транссибе.
Строительство железнодорожной ветки из
Тувы протяженностью 409 км было одобрено правительством в 2006 г. Строить и
эксплуатировать ветку должно ОАО «Тувинские железные дороги» (данных о такой
компании в ЕГРЮЛ нет), в капитал которой государственный инвестфонд и Енисейская
промышленная компания (ЕПК) Руслана Байсарова и Игоря Алтушкина должны внести
48,8 млрд и 87,6 млрд руб. соответственно, следует из справки Минэкономразвития
о реализации проекта (копия есть у «Ведомостей»). По этой железнодорожной линии
можно будет перевозить 15 млн т грузов в год с Элегестского месторождения ЕПК
(запасы — 849,8 млн т коксующегося угля), говорится в документе.
Но в 2010 г. «Северсталь» получила
лицензию на разработку участка «Центральный» Улуг-Хемского бассейна в Туве
(запасы — 639 млн т коксующегося угля), а Evraz — на участок «Восточный» того
же Улуг-Хемского месторождения и прилегающее Межегейское месторождение (общие
запасы — 783 млн т угля). Поэтому тогда же решили вдвое увеличить пропускную
способность ветки Кызыл — Курагино. Оплатить расширение должны металлурги.
Доказать же необходимость расширения
участка Междуреченск — Тайшет должны Минтранс и РЖД, говорится в документе. Для
этого металлургам надо подтвердить перспективные объемы перевозок и разработать
технико-экономическое обоснование проекта. В таком случае проект может быть
профинансирован за счет средств РЖД, в противном — из федерального бюджета или
инвестфонда.
РЖД уже представила в Росжелдор
(курирует реализацию проекта) расчеты, согласно которым стоимость реконструкции
участка Междуреченск — Тайшет составит 116,4 млрд руб., из которых 90,8 млрд
руб. предполагается получить из федерального бюджета, рассказал представитель
Росжелдора. Именно с получением финансирования на этот проект и возникли
проблемы. Если Минтранс и РЖД не обоснуют окупаемость этих инвестиций,
государство вкладывать свои средства в него не будет, говорит чиновник
Минэкономразвития. Проект уже сейчас выглядит сомнительным: выходит, что государство
должно вложить около 140 млрд руб. для того, чтобы частные компании смогли
вывозить свой уголь, и это слишком дорого, продолжает он.
Денег на такой проект в бюджете нет,
говорит чиновник Минфина, представитель министерства на запрос «Ведомостей» не
ответил. А кроме государства никто в проект вкладываться не готов.
У РЖД и так не хватает средств на
поддержание инфраструктуры, напоминает сотрудник РЖД. Evraz с «Северсталью»
готовы вкладываться в расширение только мощностей ветки Кызыл — Курагино до 27
млн т угля в год, рассказывают сотрудники обеих компаний. Окончательное решение
будет принято после завершения геологоразведки на месторождениях и оценки
инвестиций. Но если государство решит не расширять Транссиб, то тувинская ветка
вообще вряд ли будет построена, а значит, пропадет смысл в разработке
месторождений региона, опасается один из собеседников «Ведомостей».
Если государство откажется расширять
мощности железной дороги, то Evraz рассмотрит альтернативные способы
транспортировки угля, сказал представитель компании. Решение будет принято
после оценки коммерческой привлекательности проекта, добавил представитель
«Северстали».
О начале строительства ветки Кызыл —
Курагино ЕПК объявила в июле. Она должна начать работу в 2016 г., сказал
представитель Росжелдора. Для вывоза грузов ЕПК Транссиб также будет расширяться,
но на это потребуются лишь 25 млрд руб., отметил он. Росжелдор просит
зарезервировать эту сумму в бюджете.
РЖД готовила и компромиссный вариант,
который потребует «заметно меньше» 116,4 млрд руб., он предполагает
строительство вторых путей на нескольких участках и должен позволить увеличить
пропускную способность Транссиба для вывоза угля с месторождений «Северстали» и
Evraz, рассказал «Ведомостям» сотрудник РЖД. Однако решение на этот счет еще не
принято из-за позиции Минфина, отметил он. Сейчас вопрос о строительстве
железной дороги обсуждается у вице-премьера Дмитрия Козака, отметил он. Тот дал
поручение рассмотреть возможные варианты до 10 октября, подтвердил сотрудник
одной из компаний, заинтересованных в проекте. Представитель Козака на вопрос
«Ведомостей» не ответил.
Если не удастся договориться о
расширении железнодорожной магистрали, разработка тувинских месторождений может
затянуться надолго, считает аналитик «Тройки диалог» Сергей Донской. Ведь
альтернативных вариантов поставок фактически нет.
Ведомости 11.08.2011
«Северсталь» и Evraz Group не могут
приступить к добыче угля в Туве. Оказалось, что для его вывоза необходимо
расширить часть Транссиба. Проект обойдется в 116 млрд руб. Но ни у РЖД, ни у
государства денег на него нет
Об этом «Ведомостям» рассказали чиновник
Минэкономразвития, сотрудник одной из компаний, участвующих в освоении
Улуг-Хемского бассейна в Туве, и сотрудник РЖД. Оказалось, что для реализации
проектов «Северстали» и Evraz Group недостаточно вдвое увеличить мощности еще
не построенной ветки Кызыл — Курагино, но требуется расширить участок
Междуреченск — Тайшет на Транссибе.
Строительство железнодорожной ветки из
Тувы протяженностью 409 км было одобрено правительством в 2006 г. Строить и
эксплуатировать ветку должно ОАО «Тувинские железные дороги» (данных о такой
компании в ЕГРЮЛ нет), в капитал которой государственный инвестфонд и Енисейская
промышленная компания (ЕПК) Руслана Байсарова и Игоря Алтушкина должны внести
48,8 млрд и 87,6 млрд руб. соответственно, следует из справки Минэкономразвития
о реализации проекта (копия есть у «Ведомостей»). По этой железнодорожной линии
можно будет перевозить 15 млн т грузов в год с Элегестского месторождения ЕПК
(запасы — 849,8 млн т коксующегося угля), говорится в документе.
Но в 2010 г. «Северсталь» получила
лицензию на разработку участка «Центральный» Улуг-Хемского бассейна в Туве
(запасы — 639 млн т коксующегося угля), а Evraz — на участок «Восточный» того
же Улуг-Хемского месторождения и прилегающее Межегейское месторождение (общие
запасы — 783 млн т угля). Поэтому тогда же решили вдвое увеличить пропускную
способность ветки Кызыл — Курагино. Оплатить расширение должны металлурги.
Доказать же необходимость расширения
участка Междуреченск — Тайшет должны Минтранс и РЖД, говорится в документе. Для
этого металлургам надо подтвердить перспективные объемы перевозок и разработать
технико-экономическое обоснование проекта. В таком случае проект может быть
профинансирован за счет средств РЖД, в противном — из федерального бюджета или
инвестфонда.
РЖД уже представила в Росжелдор
(курирует реализацию проекта) расчеты, согласно которым стоимость реконструкции
участка Междуреченск — Тайшет составит 116,4 млрд руб., из которых 90,8 млрд
руб. предполагается получить из федерального бюджета, рассказал представитель
Росжелдора. Именно с получением финансирования на этот проект и возникли
проблемы. Если Минтранс и РЖД не обоснуют окупаемость этих инвестиций,
государство вкладывать свои средства в него не будет, говорит чиновник
Минэкономразвития. Проект уже сейчас выглядит сомнительным: выходит, что государство
должно вложить около 140 млрд руб. для того, чтобы частные компании смогли
вывозить свой уголь, и это слишком дорого, продолжает он.
Денег на такой проект в бюджете нет,
говорит чиновник Минфина, представитель министерства на запрос «Ведомостей» не
ответил. А кроме государства никто в проект вкладываться не готов.
У РЖД и так не хватает средств на
поддержание инфраструктуры, напоминает сотрудник РЖД. Evraz с «Северсталью»
готовы вкладываться в расширение только мощностей ветки Кызыл — Курагино до 27
млн т угля в год, рассказывают сотрудники обеих компаний. Окончательное решение
будет принято после завершения геологоразведки на месторождениях и оценки
инвестиций. Но если государство решит не расширять Транссиб, то тувинская ветка
вообще вряд ли будет построена, а значит, пропадет смысл в разработке
месторождений региона, опасается один из собеседников «Ведомостей».
Если государство откажется расширять
мощности железной дороги, то Evraz рассмотрит альтернативные способы
транспортировки угля, сказал представитель компании. Решение будет принято
после оценки коммерческой привлекательности проекта, добавил представитель
«Северстали».
О начале строительства ветки Кызыл —
Курагино ЕПК объявила в июле. Она должна начать работу в 2016 г., сказал
представитель Росжелдора. Для вывоза грузов ЕПК Транссиб также будет расширяться,
но на это потребуются лишь 25 млрд руб., отметил он. Росжелдор просит
зарезервировать эту сумму в бюджете.
РЖД готовила и компромиссный вариант,
который потребует «заметно меньше» 116,4 млрд руб., он предполагает
строительство вторых путей на нескольких участках и должен позволить увеличить
пропускную способность Транссиба для вывоза угля с месторождений «Северстали» и
Evraz, рассказал «Ведомостям» сотрудник РЖД. Однако решение на этот счет еще не
принято из-за позиции Минфина, отметил он. Сейчас вопрос о строительстве
железной дороги обсуждается у вице-премьера Дмитрия Козака, отметил он. Тот дал
поручение рассмотреть возможные варианты до 10 октября, подтвердил сотрудник
одной из компаний, заинтересованных в проекте. Представитель Козака на вопрос
«Ведомостей» не ответил.
Если не удастся договориться о
расширении железнодорожной магистрали, разработка тувинских месторождений может
затянуться надолго, считает аналитик «Тройки диалог» Сергей Донской. Ведь
альтернативных вариантов поставок фактически нет.
Ведомости 11.08.2011
|