Вторник, 04.08.2020, 17:51

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2014 » Март » 21 » Две стороны одного угля
21:01
Две стороны одного угля

В первом экологическом рейтинге крупных городов России за 2011 - первый квартал 2012 года, проведённом Минприроды, Мурманск занял лишь 68-е место из 82-х возможных. Как же получилось, что город, где практически нет никаких вредных производств, оказался загрязнён больше, чем крупнейшие промышленные центры страны? Тут уж волей-неволей, а обратишь внимание на перевалку миллионов тонн угля, которую ведёт наш порт. Не он ли помог задвинуть нас в разряд всероссийских грязнуль?

С 5 июля по 5 августа 2013 года комплексное экологическое исследование в Мурманске проводил «Зелёный патруль». Одновременно была организована «горячая линия» по сбору жалоб населения. Так вот, за месяц экологам поступило порядка 400 звонков. Причём более половины из них касались загрязнения окон домов жителей центральной части Мурманска чёрной пылью. Большинство северян причиной налёта считают угольную пыль, распространяющуюся с территории ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП).

Результаты самого исследования, что называется, превзошли все ожидания. Пробы угольной пыли, отобранные в жилых районах в центре Мурманска, как сообщил представитель Всероссийской экологической организации «Зелёный патруль» Роман Пукалов, показали наличие в ней ртути.

- Отобрав пробы почвы и этой пыли, кроме углерода и наличия самого угля мы обнаружили присутствие ртути, вещества первого класса опасности, но без превышения предельно допустимой концентрации, -­ сказал он.

Ситуацией в городе обеспокоены и другие экологические организации. Так, по мнению общественной экологической организации «Беллона», «бесконечная и всепроникающая чёрная пыль может идти либо с угольных причалов, либо с мурманских котельных, использующих некачественный мазут».

Угольная пыль или сажа? В этом, конечно, необходимо до конца разобраться. Но мурманчане, проживающие поблизости от памятника Алёше, отлично видят угольные причалы и работающие на них краны. В любом случае от мазута нам пока никуда не уйти. А вот вклад в загрязнение города угольщиками вполне можно сократить.

Чтобы отделить сажу котельных от угольной портовой пыли, вполне логично было бы проводить анализы и брать пробы в летний период, когда с окончанием отопительного сезона, теплоэнергетики значительно сбрасывают мощности котельных. Окончательное слово, повторюсь, за специалистами, но практика, увы, показывает, что чёрной пыли летом меньше не становится.

Значит, скорее всего, всё-­таки порт? Здесь, безусловно, следует оговориться: с одной стороны, порт имеет все разрешительные документы на перевалку угля, ведутся положенные инструментальные замеры, регулярно проводятся плановые и внеплановые проверки. Как неоднократно подчёркивали представители ММТП, за все годы работы ни их собственной, ни сторонними лабораториями ни разу не было зафиксировано превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) угольной пыли на границе санитарно-­защитной зоны порта.

Может, и так. Но ситуацию необходимо рассматривать в динамике. Примем предельно допустимую концентрацию угольной пыли за 100 процентов, а полное отсутствие названного загрязнителя - за 0 процентов. Если десять лет назад загрязнённость воздуха по этому показателю составляла, например, 5 процентов, а сегодня -­ 95, ­ это, согласитесь, тревожный факт. Хотя сама по себе ПДК и не превышена. И здесь мы как раз подходим к другой стороне того самого угля: надо ли нам всем дышать угольной пылью даже в концентрациях, не превышающих предельно допустимых?

Появлением чёрного налета на окнах домов жителей Мурманска озаботились власти Заполярья. Областное правительство в конце 2012 года заказало исследование состава пыли во Всероссийском научно-­исследовательском институте охраны природы «Атмосфера». И вот в начале марта этого года на пресс-­конференции были озвучены их результаты: источником чёрного налёта на окнах и подоконниках, на который уже давно жалуются жители областного центра, являются продукты деятельности Мурманского морского торгового порта, мурманских котельных и частично автотранспорта. И если об этом ранее можно было лишь догадываться, то теперь власти имеют документ, подтверждающий этот факт.

Теперь региональное Минприроды, контрольные и надзорные органы будут решать эту проблему вместе с руководством предприятий.

- Сейчас у нас есть чёткое понимание -­ чьё это. И дальше мы уже можем адресно работать с портом, теплоэнергетическими предприятиями, -­ отметил на пресс-­конференции министр природных ресурсов и экологии Мурманской области Алексей Смирнов. -­ Говорить, что у нас есть документ, подтверждающий это. И даже несмотря на то, что вы работаете в пределах допустимых нормативов, но вы же должны иметь социальную ответственность. Каждый житель имеет право на благоприятную окружающую среду.

Выявили и три основных источника налёта: Мурманский морской торговый порт ­ перевалка угля и других грузов (15,5% суммарного выброса взвешенных веществ, 25,5% выбросов углерода/сажи); мурманские ТЭЦ ­- сжигание мазута (13,5% суммарного выброса взвешенных веществ, 25,5% выбросов углерода/сажи), а также, в основном дизельный, автотранспорт (2,3% выбросов углерода/сажи).

«Я был крайне удивлён результатами исследования, поскольку был уверен, что чёрный налёт на подоконниках возникает из­за сжигания мазута котельными», ­ рассказал о своих ожиданиях региональный министр экологии.

А вот наша газета уже 29 января 2014 года в публикации «Картина Мурманска углём» однозначно обосновала негативный вклад Мурманского морского торгового порта в загрязнение воздуха в нашем городе.

А пока ещё несколько цифр. Ежегодные затраты порта на реализацию различных природоохранных мероприятий составляют в среднем около 20 миллионов рублей. Много это или мало? Давайте сравним: стоимость одиннадцати с лишним миллионов тонн угля, переваливаемых портом ежегодно, составляет около 1 миллиарда долларов. Из них угольщики отстёгивают на экологию чуть более… 600 тысяч долларов. Выводы делайте сами.

Отмахиваясь от угольной пыли, как чёрт от ладана, ММТП доходит порой до абсурда, вызывая возмущение даже у смежников. В частности, утверждения портовиков о том, что пыль летит исключительно из вагонов и по вине дорожников, уже становились причиной довольно жёстких высказываний со стороны Октябрьской железной дороги.

Кстати, у дорожников есть к угольщикам и порту встречные претензии. В частности, смёрзшийся уголь. Скажем, в 2010 году количество таких вагонов превысило 50 процентов. Смёрзшийся уголь ­ безусловная вина грузоотправителей, которые погрузили его мокрым. А чтобы выгрузить его, порту приходится деформировать вагоны. Поскольку портом владеют угольщики, взаимных претензий, понятно, нет. Крайними в этой ситуации остаются железнодорожники. Они же, оказывается, ещё и пылят…

- А нужно ли нам вообще выяснять, кто и как пылит? -­ спросит кто-­то. -­ Всё равно ведь ничего не изменить.

Что тут можно ответить? Под лежачий камень, как известно, вода не течёт. И ошибаются те, кто считает, что в других городах и странах люди не возмущаются против угольной пыли, которой они вынуждены дышать.

«Порт полностью перешёл на переработку сыпучих грузов, в основном угля. В связи с чем резко увеличилась загрязнённость воздуха и прилегающих к порту районов. Сам порт находится непосредственно в центральной части города, и вокруг него расположены жилые кварталы и районы, школы… Жители районов, прилегающих к порту, с ужасом наблюдают за ситуацией, происходящей в порту рядом с их домами. Весь порт приспособили под перегрузку угля. Теперь ядовитая пыль повсюду. Чёрная пыль на окнах и во всей квартире ­ ежедневный кошмар для жителей…» Нет, речь не о Мурманске. Это строки из обращения жителей украинского города Бердянска, что на Азовском море. Город другой, море другое, даже страна другая -­ а вот проблемы те же, что и у нас.

Проблема влияния угледобычи на окружающую среду не просто замалчивается, она остаётся слабо изученной, считает заведующий отделом Кузбасского ботанического сада Института экологии человека Сибирского отделения РАН, доктор биологических наук Андрей Куприянов. По его мнению, в реабилитацию пострадавших от добычи угля территорий необходимо вкладывать гораздо больше средств, чем сейчас. Но, как полагает учёный, частные предприятия не будут заботиться об улучшении состояния окружающей среды.

Законопроект, предусматривающий запрещение перегрузки в российских портах открытым способом угля, свинцового и цинкового концентратов, сульфата аммония и иных вредных насыпных грузов, разработали депутаты законодательного собрания Приморского края.

«В 2011 году морскими портами Приморского края было перегружено 27,6 миллиона тонн угля. Более половины от общего объёма перевалки (15,6 миллиона тонн) перегружалось на универсальных причалах открытым способом портальными кранами с помощью грейферов, ­ говорится в пояснительной записке к документу. -­ В результате происходит загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами, значительно ухудшается экологическая обстановка. Анализ ситуации, сложившейся с загрязнением атмосферного воздуха угольной пылью от эксплуатации открытых угольных терминалов в других субъектах Российской Федерации, позволяет сделать вывод о наличии аналогичных проблем».

Депутаты Приморья предлагают обязать морские порты перегружать опасные пылящие грузы только с использованием специализированных перегрузочных комплексов, оснащённых герметизированным погрузочно­-разгрузочным оборудованием и крытыми грузовыми складами. И такой проект несколько лет назад был и у ОАО «ММТП», но предприятие тихо от него отказалось, а общественность на это не обратила внимание.

Украинский Бердянск, наши, российские, Кузбасс и Приморье… Может быть, и мурманчанам пора активнее добиваться своих прав на чистый воздух?

МК 20.03.2014

Категория: Уголь России | Просмотров: 198 | Добавил: vopeople | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0