Освоение Эльгинского угольного
месторождения – один из немногих действительно крупномасштабных промышленных
проектов, история реализации которого целиком принадлежит современной России.
В
июле 2010 года, после совещания в якутском Нерюнгри, зампред российского
правительства Игорь Сечин лично докладывал премьеру Владимиру Путину о ходе
подготовки к вводу в эксплуатацию крупнейшего в стране месторождения коксующихся
углей.
Уникальна Эльга как качеством, так и
количеством имеющегося здесь угля, только балансовые запасы которого составляют
2,1 млрд. тонн. Поэтому сюда, в глухую нехоженую тайгу, протянулась первая в
России частная железная дорога «Улак – Эльга» протяженностью 320 км.
По планам компании «Мечел», уже к 2018-2019
годам добыча на Эльге должна составить до 18 млн т угля ежегодно, а еще через
несколько лет — достигнуть 27-30 млн т в год.
Для этого компания намерена построить
три всесезонные обогатительные фабрики мощностью 9 млн. тонн в год каждая, а
также крупную ТЭЦ.
Как известно, тщательное геологическое
изучение проведено лишь на десятой части территории Якутии. По прогнозам, район
Эльги не ограничивается лишь одним, пусть и огромным по масштабам
месторождением коксующегося угля. Здесь имеются многочисленные проявления
железных руд, золота, а также других угольных месторождений.
Рассчитывая на долгосрочную перспективу,
компания «Мечел» уже сегодня прорабатывает варианты по созданию промышленного
производства синтетического бензина и дизтоплива на основе переработки угля.
Однако на данном этапе проект освоения Эльги
испытывает серьезные трудности. Как заявил 15 января на совещании в
Минвостокразвития России старший вице-президент компании «Мечел» Виктор
Тригубко: «Если государство не поможет нам сейчас, мы просто задохнемся на
каком-то этапе».
Дело в том, что по оценке многих специалистов,
провозная способность БАМа сегодня не превышает 18-20 млн. тонн в год, в то
время как объем заявок на транспортировку грузов уже в ближайшей перспективе
превысит 100 млн. тонн в год.
-
Мы можем добыть на Эльге и пятнадцать, и двадцать млн. тонн угля – но что мы с
ним будем делать? И кому от этого будет польза? – задался риторическим вопросом
Виктор Тригубко.
По его мнению, для эффективного освоения
Эльгинского угольного месторождения уже сейчас необходимо провести глубокую
модернизацию железнодорожной станции Улак, реконструировать участки железной
дороги на маршрутах «Тында – Комсомольск-на-Амуре» и «Уссурийск – Хасан», а
также построить второй главный путь на участке «Комсомольск-на-Амуре – Ванино».
Помимо этого старший вице-президент компании
«Мечел» предложил внести в разрабатываемую сейчас программу
«Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до
2025 года» проект организации и строительства на Эльге постоянного городского
поселения. Виктор Тригубко считает, что это позволит снять все возникающие при
создании нового муниципального образования финансовые вопросы.
Дело в том, что в условиях крайней удаленности
от жилых мест и отсутствия жизнеобеспечивающей инфраструктуры затраты на
создание Эльгинского муниципалитета оцениваются в астрономическую сумму свыше
76 млрд. рублей.
Только строительство благоустроенных жилых
домов общей площадью 486,6 тыс. кв. метров обойдется в 33 097,5 млн. рублей.
Общая же стоимость создания социальной и
инженерной инфраструктуры, включая строительство больничного и спортивного
комплексов, школы, детского сада, отделения связи, полиции, пожарного депо,
дома культуры, котельных, внутрипоселковых ЛЭП и т.д. – составит 56 079,9 млн.
рублей.
Внушительную сумму в 7,5 млрд. рублей придется
затратить на строительство на Эльге аэропорта с соответствующей общепринятым
стандартам взлётно-посадочной полосой. А еще потребуются средства на доведение
до нормативных требований участка технологической автодороги «Улак – Эльга», на
что необходимо почти 12,5 млрд. рублей.
Как заявил Виктор Тригубко, решение вопросов
железнодорожной логистики и создания муниципалитета на Эльге принципиально
важно для компании «Мечел».
В противном случае проект освоения
богатейшего месторождения коксующихся углей в Южной Якутии может быть отброшен
назад. Но разрешить возникшие проблемы без помощи государства не представляется
возможным.
Глава Минвостокразвития Виктор Ишаев
согласился с доводами старшего вице-президента и предложил разработчикам
программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского
региона до 2025 года» включить в проект программы предложения ОАО «Мечел»,
сообщается на сайте SakhaMediaPost.ru.
30 января 2013 press-adm |