En+ Group в течение пяти лет намерена
войти в тройку крупнейших российских производителей коксующегося угля.
Компания, которая недавно втрое увеличила запасы угля тувинских активов,
заявила о планах увеличить на них добычу до 10 млн тонн, потратив на это 35
млрд руб. Планы реальные, считают эксперты, но могут оказаться в тупике, если в
Туве не будет построена железная дорога, пишет „Коммерсантъ".
En+ Group Олега Дерипаски планирует к
2017-2019 годам довести добычу коксующегося угля на тувинских проектах до 10
млн тонн, рассказал управляющий директор компании по угольному бизнесу Андрей
Чурин. Общая сумма инвестиций составит 35 млрд руб., срок окупаемости — пять
лет.
Единственным угольным активом En+ Туве
является Тувинская горнорудная компания (ТГРК). По итогам 2011 года компания
рассчитывает добыть с двух своих разрезов на Каа-Хемском месторождении около 1
млн тонн угля. 15 декабря ТГРК выиграла конкурс на получение лицензии на
разработку еще трех участков этого же месторождения за 644 млн руб. В
результате совокупные запасы компании увеличились более чем втрое, до 330 млн
тонн угля марок „ГЖ" (коксующийся) и „Г" (энергетический).
На новых участках добыча будет вестись
подземным способом. На строительство шахты, проектная мощность которой составляет
8 млн тонн в год, уйдет около пяти лет и 25 млрд руб. (около $780 млн). Шахта
будет рассчитана на отработку только одной лавы, что существенно снизит
себестоимость концентрата (по прогнозу En+, $22 на тонну) за счет сокращения
проходческих работ.
Остальная часть инвестиций будет
направлена на строительство обогатительных мощностей и увеличение добычи на
действующих разрезах до 2 млн тонн, говорит господин Чурин. Из 10 млн тонн
коксующихся марок будет 9,5 млн тонн, остальное — энергетический уголь. На
данный момент готовы технико-экономические предложения, подготовка банковского
ТЭО начнется в 2012 году, на эти работы уйдет около двух лет. Также En+ ранее
заявляла о планах в течение трех лет увеличить добычу на другом своем активе —
„Востсибугле" — с 15 млн до 25 млн тонн угля энергетических марок к 2014 году,
а в более далекой перспективе — до 40 млн тонн.
Тувинский проект рассчитан в основном на
азиатских потребителей. Финансироваться он будет за счет собственных и заемных
средств En+. Не исключаются и альтернативные источники, в том числе совместное
финансирование с потребителями и IPO угольного сегмента En+. Переговоры с
потенциальными партнерами уже ведутся, говорит топ-менеджер, но деталей не
раскрывает. Часть средств (примерно 1,5 млрд руб.) холдинг может получить от
продажи своей доли в другом своем угольном активе — якутском „Эрчим-Тхан".
Если сравнивать с результатами 2010
года, En+ может стать вторым после „Мечел-Майнинга" (14,5 млн тонн)
производителем коксующегося угля. Но по эффективности производства ТГРК может
стать первой. В настоящее время самая низкая себестоимость у „Якутугля" —
$32-35 за тонну концентрата, у „Распадской" до аварии было $30 (сейчас порядка
$40-50), отмечает Борис Красноженов из „Ренессанс Капитала".
Затраты на развитие тувинских активов
En+ пока соответствуют заявленным вложениям в проекты других компаний.
Например, „Мечел-Майнинг" в рамках подготовки к IPO раскрывал, что на
строительство шахт „Ольжерасская-Глубокая" и „Ерунаковская" мощностью по 4 млн
тонн будет потрачено $585 млн и $500 млн, НЛМК планировал вложить $650-700 млн
в шахту на Жерновском месторождении мощностью до 6 млн тонн.
Но планы En+ могут зайти в тупик, если в
Туве не будет построена железная дорога, отмечает Олег Петропавловский из БКС.
Сейчас там дорогу строит Енисейская
промышленная компания (ЕПК), ее стоимость оценивается в 135 млрд руб., из них
49,3 млрд руб. выделит государство. Если ЕПК откажется от этого проекта,
отмечает аналитик, стоимость проекта En+ может вырасти более чем вдвое. Энергоньюс 20.12.2011
|