Управляющий директор по угольному
бизнесу En+ Group, член совета директоров «Тувинской горнорудной компании»
Евгений Мастернак, занявший этот пост в августе 2012 г., в последнее время
часто бывает в Туве. Во время очередной командировки он рассказал «Тувинской
правде» о перспективах развития крупнейшей компании республики и о том, как ее
успехи помогут росту тувинской экономики.
– Евгений Анатольевич, наступили холода,
и первый вопрос, который волнует всех: хватит ли угля на зиму?
– Угля хватит всем. В 2012 году мы
рассчитываем добыть 700 тыс. тонн, это почти вдвое превышает уровень 2009-го,
когда компания приобрела Каа-Хемский и Чаданский разрезы. По данным
правительства, для нужд Тувы требуется 500 тыс. тонн угля, и «Тувинская
горнорудная компания», как и в предыдущие годы, в состоянии полностью
обеспечить республику необходимым количеством топлива.
Поставка топлива на предприятия
энергетики и ЖКХ республики идет по плану. Мы пошли навстречу правительству и в
ряде случаев отгружаем уголь на предприятия ЖКХ и социальной сферы с рассрочкой
платежа – мы понимаем ту непростую ситуацию, в которой они оказались,
связавшись с недобросовестными поставщиками «дешевого» угля, которые не могут
выполнить взятые на себя обязательства. Не хотелось бы, чтобы из-за этого
страдали люди.
ТГРК – крупнейшая компания в республике,
у нас большая ресурсная база и огромный опыт работы в угледобывающей отрасли.
Мы всегда четко прогнозируем уровень своей добычи, и если не уверены – то не
заключаем контракты. Высокий уровень ответственности перед потребителями просто
не позволяет нам рисковать и допускать невыполнения взятых на себя
обязательств.
Уже сегодня мы делаем задел на
перспективу. Компании есть куда развиваться, в ближайшие годы ТГРК планирует
наращивать объем добычи. Для этого уже приобретено новое горное оборудование:
два экскаватора «Камацу», девять большегрузных самосвалов «БелАЗ», три тяжелых
бульдозера, автогрейдер, буровой станок американского производства, другая вспомогательная
техника. Для удобства отгрузки угля потребителям в настоящее время
устанавливаем дополнительные весы на участке «Чаданский» – чтобы избежать
очередей на самовывоз.
– Почти треть добываемого на Каа-Хемском
и Чаданском разрезах угля вы продаете за пределы республики. Есть ли спрос на
тувинский уголь?
– Скажу честно, ситуация на рынке угля
очень и очень непростая. На протяжении последнего года держатся рекордно низкие
цены на уголь. При этом себестоимость его добычи растет в силу объективных
факторов: удорожания взрывных материалов, более сложных горно-геологических
условий, повышения расходов на охрану труда и технику безопасности. Тува здесь
не исключение, это относится абсолютно ко всем угольным регионам, в том числе и
к Иркутской области, и Красноярскому краю, где мы добываем более 15 млн. тонн
угля в год, и к Кузбассу. Конкуренция крайне высока, и многие предприятия,
небольшие по масштабам угольной отрасли, сопоставимые с ТГРК, закрываются.
Подобным разрезам при таких относительно небольших объемах добычи выжить в
одиночку крайне сложно.
В случае с ТГРК ситуация осложняется еще
и отсутствием обслуживающей инфраструктуры. В Туве, к сожалению, пока не
существует специализированных ремонтных и сервисных центров для горной техники
и оборудования, которые есть в других «угольных» регионах России. Поэтому
запчасти нам приходится возить за тысячи километров, а это в конечном счете также
увеличивает себестоимость добычи угля.
Фактически, нам удается удержаться на
рынке, работая в настоящее время без прибыли. Мы поставляем уголь на
коксохимические и металлургические предприятия России и Украины. Кроме того, мы
провели серьезную презентацию тувинского угля азиатским потребителям и летом
начали его поставки в Южную Корею. Думаю, в перспективе года у нас есть шанс
выйти и на другие азиатские рынки. Именно на страны Азии сегодня приходится
больше половины мирового потребления угля.
Хочу отметить, что в ближайшие годы
компания сможет развиваться исключительно за счет продаж за пределами
республики. Необходимый для республики объем угля останется в Туве, все, что мы
сможем добыть сверх этой нормы, – должно идти «на экспорт». Выгоду от этого получат
все. Ведь чем больше угля мы будем добывать и продавать, тем больше налогов
будет получать республиканский бюджет. Кроме того, чем мощнее становится
компания, тем больше рабочих мест будет появляться. С возрастающей прибылью у
ТГРК появится возможность активней помогать жителям республики и осуществлять
крупные социальные проекты. Мы хотим стабильно развиваться – и стать мощным
локомотивом развития республики.
– Сколько угля планируете добыть в
следующем году?
– Давать точные прогнозы пока рано.
Будем стремиться выйти на рекордные показатели времен СССР по добыче – 1 млн.
тонн. А еще через год-два постараемся взять планку в полтора миллиона. Однако
без снятия существующих ограничений на грузоподъемность транспорта и расширения
пропускной способности дорог такой объем угля вывезти будет нереально. Мы уже
начали обсуждать этот вопрос с правительством республики и надеемся на его
скорейшее решение.
Вам, наверное, известно, что из-за
отсутствия железной дороги мы возим уголь грузовиками до Минусинска (а это
почти 600 км), там перегружаем его в вагоны и уже дальше отправляем потребителям
по железной дороге. Это прецедент в мировой угольной отрасли: нигде уголь не
возят автомобильным транспортом на такие длинные расстояния. Огромные
транспортные расходы делают даже самый лучший уголь неконкурентоспособным на
рынке.
При этом из-за ограничений по
грузоподъемности автотранспорта, на котором мы вывозим уголь, грузовики
вынуждены ехать полупустыми. Вместо 30–40 тонн каждый может везти не более 23
тонн. Это дополнительно увеличивает себестоимость угля – то есть делает его еще
менее конкурентоспособным.
Поэтому я хотел бы еще раз обратиться к
правительству республики с просьбой о выдаче специальных разрешений, которые
позволили бы нам возить уголь большими объемами. Без создания специального
режима для угледобывающих предприятий развивать отрасль в республике невозможно.
А это грозит рано или поздно обернуться закрытием имеющихся разрезов и
месторождений.
– В конце прошлого года компания
приобрела лицензии на новые участки Каа-Хемского угольного месторождения.
Каковы планы по развитию месторождения?
– Мы рассчитываем на благоприятное
развитие событий на территории Тувы. За новые лицензии мы заплатили в бюджет
644 млн. руб. Цель ТГРК – нарастить добычу угля до 10 млн. тонн в ближайшие 7–8
лет. Для этого мы планируем увеличить добычу на разрезах до 2 млн. тонн, построить
на месторождении шахту, которая будет добывать порядка 8 млн. тонн угля, и
обогатительные мощности.
Предварительно инвестиции в этот проект
оцениваются в 35 млрд. рублей. Мы уже приступили к проектированию и в течение
полутора-двух лет, думаю, сможем начать строительство.
Реализация этих проектов создаст в Туве
более тысячи новых рабочих мест и в разы повысит налоговые отчисления в
республиканский бюджет. Для примера скажу, что в 2011 году ТГРК, будучи
крупнейшим местным налогоплательщиком, заплатила в бюджеты всех уровней 192
млн. руб. Кроме того, для работников ТГРК и жителей Тувы будет выстроена
современная социальная инфраструктура.
Конечно же, планы по строительству шахты
мы увязываем с появлением железной дороги в Туве. Без новой транспортной
инфраструктуры проект не имеет смысла.
– Вы в Туве уже не первый раз. Какие
впечатления на Вас произвела республика?
– Самые положительные: здесь
великолепная природа, горы, солнце, леса и общее ощущение простора, которое они
дают. Свобода здесь живет в приятном соседстве с цивилизацией. Кызыл впечатлил
ухоженностью и оживленностью улиц. Людей много, особенно много – и это радует –
молодых мам и детей.
Урбанизация давно стала общемировой
тенденцией. Жители сельской местности устремляются в крупные населенные пункты.
Здесь им требуются новые рабочие места – с каждым годом все больше. Вместе с
ними и их детьми растут и развиваются города. Крепнет промышленность и экономика.
Мне кажется, республика сейчас «копит силы», чтобы однажды – уже очень скоро –
совершить мощный рывок вперед. По всем направлениям.
26
ноября 2012 г. газета "Тувинская
правда"
|