Взяв в марте в банке кредит на 300 тысяч
евро под проект, одобренный Евросоюзом, владелец фирмы "Мелиорс” Антон Сомс
получит из еврофондов половину обратно, если в двухлетний период построит и
запустит цех по фасовке торфа.
Но уже теперь заемщик начал
беспокоиться, уложится ли в график, потому что изготовитель оборудования –
литовский машиностроительный завод в Шауляе – срывает сроки поставки.
По жестким правилам ЕС
- Мы бы нашли другого производителя, но
правила игры в Евросоюзе таковы, что выбирать приходится того, кто победил в
конкурсе, где приоритетным требованием было, скорее всего, не качество, а цена,
– сказал порталу gorod.lv Антон Сомс, дипломированный специалист с академическим
образованием, мелиоратор с тридцатилетним стажем. – Несмотря на это, мы
интенсивно готовим площади для установки оборудования, используя для этих целей
пустующее помещение. Поскольку ожидается техника высокопроизводительная, то для
нее нужно проложить под землей и подвести электрические и коммуникационные
кабели. Особое внимание уделяется чистоте воздуха на рабочих местах.
Отвечая на вопрос, насколько
перспективны экспортные поставки торфа в измельченном виде и в специальной таре
для продажи в рознице, Антон Сомс сказал, что торф, наряду с лесом, станет для
Латвии товаром номер один.
- Спрос на Западе и в странах Востока на
наш экологически чистый торф практически неограничен, – утверждает бизнесмен.-
Если еще недавно волости предлагали наперебой болота в аренду на длительный
срок, а то предлагали и купить их, то теперь практически все разобрано. Причем
первыми оценили природные кладовые Латгалии немцы. Под Субате германская фирма
несколько лет ведет разработку торфа, который отправляет в Арабские Эмираты. Там,
в Дубаи, под стеклянным куполом создан на пятигектарной площади зимний центр с
катками, лыжными трассами, включая горные.
Скажем, что "Мелиорс” не то что запоздал
к участию в арабском конкурсе, – у него не было нужных покупателю больших
объемов продукции. Кооперироваться с другими не получилось, конкуренты
стартовали в своей связке.
Лишнего болота не найдется?
- Сегодня, когда мы увеличиваем добычу
торфа, ресурсы единственного принадлежащего нам болота – Герлаки, в Малиновской
волости, не бесконечны, – констатирует Антон Сомс.- Так что обращаемся к
волостям с вопросом: "У вас лишнего болота не найдется?” Мы готовы сотрудничать
с сельчанами, на территории которых находятся зарастающие тростником водоемы,
на дне которых миллионами лет копился сапропель. Этот ил содержит всю таблицу
Менделеева. Добыча такого ископаемого неизмеримо более выгодного, чем торф в
денежном выражении, уже апробирована в советское время в Латгалии. Способы
извлечения сапропеля применялись от самого примитивного до вполне современного.
Например, в Прейльском районе, в нашем – в Калупе. Ставили на плот небольшой
трактор Минского завода, с него опускали на дно насос, откачивали ил и по
трубам отправляли на берег для просушки.
Скажем вслед за Антоном Сомсом, что
"зеленые” в первые годы вновь подаренной независимости долго противились такому
способу получения валюты: было жалко природных богатств Латвии, изменения
баланса воды и суши, микроклимата в локальных зонах. А еще радетели края
заявили, что запасы болот долго возобновляются.
Но в Латгалии около 5100 болот, если
эксплуатировать десятую часть, то никакого экологического дисбаланса не
наступит ни в ближайшее время, ни через два века. Дальше ученые, нанятые
предпринимателями, не заглядывали, поскольку процесс образования донного ила в нашем
регионе достаточно динамичен.
Новый ресурс пополнения бюджета Латгалии
и создания новых рабочих мест активно лоббируется бизнесменами, в том числе и
владельцем "Мелиорса”. Он начал сезон добычи торфа, который под давлением
многотонных верхних слоев земли уплотнен так, что режется слоями, высушивается
и отправляется за рубеж. Но не напрямую торговым фирмам, а через посредника –
"Латфлору”. И хотя у нее своя логистика не развита, приходится пользоваться
чужим транспортом, который возвращается из России порожняком. Кризис сказался и
на дальнобойных перевозках, они резко уменьшились в сторону нашего восточного
соседа. "Латфлора” нужна даугавпилчанам, которым не с руки и дорого
организовывать диспетчерскую службу, чтобы быть в постоянном контакте с
владельцами большегрузного транспорта.
Но в перспективных планах Антона Сомса
такое есть. Реализация уже не первого, но самого крупного европроекта даст
старт интенсивному развитию латгальской фирмы.
Автор: Владимир Рудой, gorod.lv 13 мая 2010 года
|