Федеральная антимонопольная служба РФ
(ФАС) отмечает угрозу возникновения антиконкурентного поведения со стороны
крупнейших российских производителей энергетического угля. Об этом говорится в
докладе ФАС о состоянии конкуренции, оказавшемся в распоряжении агентства
„Прайм".
Как отмечается в документе, в 2011 году
совокупная доля трех компаний – ОАО „СУЭК", ОАО „УК „Кузбассразрезуголь" и ОАО
„Востсибуголь" – в общем объеме оптовой реализации энергетического угля на
российском рынке составила 68%. Достаточно значимой долей обладают еще двое
участников рынка, названия которых не указываются. Доля каждого из прочих
участников не превышает 1%.
В такой ситуации возникает угроза
антиконкурентного поведения со стороны субъектов, занимающих наибольшую долю
рынка. Это может быть угроза ограничения конкуренции в одностороннем порядке
или участие основных игроков в ограничивающих конкуренцию соглашениях, либо
согласованных действиях, направленных на достижение выгоды в ущерб интересам
потребителей.
При опросе ФАС о состоянии рынка оптовой
реализации энергетического угля, большинство производителей отметило
невозможность реализовывать произведенную продукцию напрямую конечным
потребителям, минуя оптовых торговых посредников.
По данным ФАС, на рынке оптовой
реализации энергетического угля выявлено 60 угледобывающих предприятий,
продающих уголь от своего имени. Еще более 60 хозяйствующих субъектов являются
структурами оптовой торговли, закупающими уголь у производителей для
последующей перепродажи.
Производитель, входящий в холдинг,
продает уголь холдингу или отдельной сбытовой компании, входящей в состав, как
самостоятельный продавец. При реализации такой схемы между ним и конечным
потребителем возникает до трех и более компаний- посредников. Это оказывает
существенное влияние на рост конечной цены на угольную продукцию для
предприятий – потребителей, подчеркивает ФАС.
В настоящее время поставки значительных
объемов угля на предприятия электроэнергетики осуществляются при участии
трейдеров, аффилированных с крупными поставщиками угля. Из-за посреднических
схем отпускные цены на уголь для электростанций, покупающих непосредственно с
разрезов, без учета стоимости логистических расходов, могут увеличиваться более
чем в два с половиной раза.
Стоимость поставки угля от одного и того
же производителя также может иметь существенный разброс для потребителей из-за различной
удаленности от районов добычи угля, так как транспортная составляющая, прежде
всего величина железнодорожного тарифа, может занимать до 50 % указанной
стоимости.
Энергоньюс 19.06.2012
Новости угольной отрасли
|