Федеральная таможенная служба (ФТС)
России подготовила и внесла в правительство РФ проект федерального закона
"О таможенном регулировании в Российской Федерации", который должен
вступить в силу 1 июля 2010г. и определить основы правового регулирования
таможенных отношений на национальном уровне в условиях действия
нормативно-правовой базы Таможенного союза. Об этом сообщает пресс-служба ФТС.
Федеральный закон "О таможенном
регулировании в Российской Федерации" устанавливает особенности
таможенного регулирования в РФ в соответствии с положениями таможенного
законодательства Таможенного союза и содержит положения, отражающие отсылочные
нормы Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС), согласно которым
регулирование ряда правоотношений либо установление дополнительных условий,
требований или особенностей нормативного правового регулирования должно
определяться на уровне национального законодательства государств - членов
Таможенного союза.
Основные положения базируются на нормах
действующего Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), с учетом современных
тенденций развития таможенного дела и направленности таможенной политики РФ на
упрощение экспорта высокотехнологичных товаров. В ходе подготовки законопроекта
были собраны и учтены предложения и замечания заинтересованных министерств и
ведомств.
Действие таможенного законодательства
определено во времени и в пространстве. Понятия "таможенная территория
Российской Федерации" и "таможенная граница Российской
Федерации" включены в законопроект до завершения формирования единой
таможенной территории Таможенного союза в соответствии с международным договором
государств - членов Таможенного союза. Определена иерархия нормативных правовых
актов РФ в сфере таможенного регулирования, а также сформулированы общие
принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Законопроект включает нормы,
регулирующие взаимоотношения таможенных органов и участников
внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также лиц, осуществляющих
деятельность в сфере таможенного дела. Он определяет условия включения в
реестры и исключения из них таможенных представителей, таможенных перевозчиков,
владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и владельцев
магазинов беспошлинной торговли.
В документе определены страховые суммы
по договорам страхования риска гражданской ответственности владельцев складов
временного хранения и таможенных складов, а также полезный объем и полезная
площадь складов временного хранения, таможенных складов, размер обеспечения
уплаты таможенных пошлин, налогов. Установлены требования к их обустройству и
оборудованию, а также к оборудованию и обустройству магазинов беспошлинной
торговли.
Положения действующего ТК РФ по
информационным системам, информационным технологиям и информационным ресурсам
таможенных органов сохранятся. Также сохранены условия и порядок их
использования для таможенных целей, порядок получения информации, содержащейся
в них.
Установлен порядок представления
таможенными органами таможенной статистики внешней торговли товарами, а также
порядок и сроки ее опубликования. В целях обеспечения возможности учета
товаров, перемещаемых между государствами - членами Таможенного союза, особенно
товаров третьих стран при отмене таможенного оформления на внутренних границах
Таможенного союза, законопроектом предлагается ввести статистическое
декларирование, что позволит обеспечить возможность учета товаров, перемещаемых
между государствами - членами Таможенного союза, формировать статистику
взаимной торговли в товарном разрезе.
Порядок определения таможенной стоимости
в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Таможенного союза,
отнесен законопроектом на уровень решения правительства РФ. Порядок заявления и
контроля таможенной стоимости таких товаров будет осуществляться на
ведомственном уровне. При принятии таможенным органом решения о корректировке
таможенной стоимости предусмотрена возможность проведения консультаций между
таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора стоимостной
основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Урегулированы вопросы, касающиеся
применения отдельных форм таможенного контроля, которые ТК ТС относит к
национальному законодательству. В частности, предусмотрена разработка форм
документов, используемых при проведении таможенного контроля, порядка и форм
учета товаров таможенными органами, а также форм отчетности, представляемых
таможенным органам отдельными участниками внешнеэкономической деятельности и
лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела.
Регламентирован порядок наложения ареста на товары и изъятия товаров при
проведении выездной таможенной проверки по аналогии с действующими нормами ТК
РФ.
Специальная часть ТК ТС по вопросам
прибытия, убытия позволят на национальном уровне устанавливать иные, помимо
мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, места
прибытия и убытия товаров.
По отдельным категориям товаров
реализованы полномочия по правовому регулированию: в отношении определения мест
международного почтового обмена - на объектах федеральной почтовой связи; в
отношении возможности приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты
интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов
интеллектуальной собственности, без заявления правообладателя.
Законопроектом предусмотрен также ряд
переходных положений. До приведения нормативных правовых актов РФ в
соответствие с ТК ТС они применяются в части, не противоречащей данному закону.
Большинство нововведений, вносимых в таможенное законодательство РФ
законопроектом, направлено на упрощение и ускорение таможенных операций при
условии недопущения снижения эффективности таможенного контроля при
формировании единой таможенной территории России, Белоруссии и Казахстана. Для
участников ВЭД совершенствование таможенного регулирования выражается, в первую
очередь, в создании механизма упрощения прохождения таможенных формальностей.
Федеральный закон "О таможенном
регулировании в Российской Федерации" должен вступить в силу 1 июля
2010г., за исключением положений ст.187 "Таможенное декларирование товаров
в электронном виде", вступление которой в силу предлагается с 1 января
2013г., с учетом этапов и сроков перехода на декларирование товаров исключительно
в электронном виде. Согласно решению Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27
ноября 2009г., 1 июля 2010г. определено датой вступления в силу ТК ТС и сроком
приведения национального законодательства в соответствие с ним.
РБК 13.05.2010 17:17 |