Понедельник, 09.12.2024, 17:32

Приветствую Вас Гость | RSS

Главная » 2012 » Сентябрь » 22 » Искусство захвата
11:51
Искусство захвата

Большой бизнес требует ясности – особенно тот, что завязан на крупных государственных проектах. И если вдруг возникает путаница и неразбериха, значит, пошла некая подковерная игра. Такую игру, к примеру, мы сейчас наблюдаем вокруг глобальных проектов в Республике Тува.

Как известно, ЗАО "Енисейская промышленная компания" (ЕПК) после продажи 100% ее акций бывшим сенатором Сергееем Пугачевым основному владельцу "Русской медной компании" Игорю Алтушкину и чеченскому бизнесмену Руслану Байсарову (они приобрели компанию в равных долях) оживила в республике два больших начинания — строительство железной дороги и разработку угольного месторождения.

На паях с государством ЕПК взялась за строительство первого 147-километрового участка железнодорожной линии Кызыл – Курагино к угольным месторождениям Тувы. Хотя переговорщики и потенциальные покупатели на актив, оцениваемый экспертами в прессе в $2-3 млрд, тогда были куда более значимые: Алексей Мордашов ("Северсталь"), Александр Абрамов и Роман Абрамович ("Евраз"), Андрей Костин (ВТБ), Владимир Лисин (Новолипецкий металлургический комбинат), Андрей Мельниченко (МДМ) и даже такие гиганты-нерезиденты, как "Мицуи". Но уральский медный король Алтушкин сделал решительный ход: заплатил $150 млн только за то, чтобы компанию сняли с продаж на рынке, не дожидаясь даже проведения Due Diligence.

Между тем, у небедного Руслана Байсарова не нашлось заявленных денег, чтобы выкупить свою долю в ЕПК. А ведь он, не платя по обязательствам, занял в компании высокий пост: после сделки между Пугачевым и Алтушкиным, последний назначил Байсарова генеральным директором ЗАО "ЕПК" — так сказать, "авансом". Похоже, Алтушкин решил, что ему не помешает "крыша", а Байсаров, видимо, сумел внушить деловому партнеру, что он как раз может стать этой "крышей" из-за своих связей…

Дальше началось шоу, рассчитанное на деловое сообщество и общественность. Руслан Байсаров распространил через СМИ сообщение, что они с Владимиром Путиным чуть ли не вместе заколачивают символический костыль на железнодорожной ветке в Кызыле. Кроме того, он рассказал журналистам "по секрету" про некую секретную кнопку на своем телефоне, которая незатейливо называется "ДРУГ" и мгновенно соединяет его с первым лицом государства. А на вопросы корреспондентов о финансировании проекта один из самых богатых чеченских бизнесменов задорно отвечал: заплачу всем, и еще останется.

Что же нарушило столь ясную картину тувинских проектов? Можно предположить, что таким форс-мажором стала нехватка у Байсарова денег или просто нежелание платить. Летом бизнесмен вдруг заявил, что выходит из проекта, поскольку считает его рискованным. Весь деловой мир в шоке понимает: попытаться купить бизнес может каждый, а вот войти и выйти, не заплатив, могут только избранные. Без "прикрытия" такой фокус открывает дорогу к конфискации собственности и даже тюремным нарам, если обман привел к финансовым потерям.

Тем не менее, Байсаров из проектов Алтушкина вышел. Более того, он тут же создал собственную структуру с аббревиатурой "ЕПК", точно копирующей аббревиатуру "Енисейской промышленной компании". Только байсаровская "ЕПК" расшифровывалась как "Енисейская промышленная корпорация". С созданием этого "клона" ясная картина тувинских планов, в которых намерены участвовать и государство, и власти Тувы, и "Российские железные дороги", стала размываться. Где правда, кто в самом деле владеет ситуацией? Для людей не сведущих этот лабиринт стал непроходимым. А затем начались спекуляции вокруг "двойника" компании Алтушкина, созданного Байсаровым.

12 сентября "Коммерсант" в статье "Углю могут поменять хозяина" намекнул на возможность отзыва лицензии на Элегестское угольное месторождение у ЗАО "Енисейская промышленная компания". Более того, как заявляет автор статьи, ссылаясь на некие анонимные источники, вполне вероятна также смена инвестора строительства большей части железной дороги Кызыл — Курагино. Главным спикером в тексте выступил сам Байсаров, который заявил, что из "ЕПК" он действительно вышел и хотел бы сам заниматься бизнесом в Туве, для чего (цитируем г-на Байсарова) "недавно специально создал ООО "Тувинская инвестиционная корпорация" (ТуИК) с уставным капиталом более 1 млрд руб.". Как сообщил Ъ, по данным СПАРК, ТуИК была учреждена в июле, ее заявленный вид деятельности — "добыча каменного угля открытым способом".

Об уровне этих байсаровских фирм-"заменителей" тувинских проектов можно судить по тому, что, оказывается, согласно внесенной 6 июля 2012 г. записи в ЕГРЮЛ, уставный капитал ООО "Тувинская Инвестиционная Корпорация" составляет всего 10 тысяч руб., а не заявленный со страниц делового издания "миллиард". А в сведениях ЕГРЮЛ об учредителях (участниках) – иностранных юридических лицах значится некая фирма "Меранда Трейдинг Лимитед" с таким же мизерным уставным капиталом в 10 тысяч руб., к тому же зарегистрированная на Британских Виргинских Островах и имеющая там "п/я 71" вместо точного адреса офиса.

Как известно, сразу после того, как Руслан Байсаров не смог (или не захотел) выполнить в срок обязательства перед потенциальным партнером Игорем Алтушкиным по оплате своей доли в компании, у чеченского предпринимателя неожиданно "открылись глаза" на проблемы "Енисейской промышленной компании". 26 июля 2012 г. Руслан Байсаров послал Владимиру Путину письмо-жалобу о долгах ЗАО "ЕПК", доставшихся по обязательствам Сергея Пугачева. В нем он пытался убедить президента России, что "эти вновь открывшиеся факты делают инвестиции в проект со стороны частного инвестора неоправданно рискованными". Между строк читается, что себя самого Байсаров предлагает в качестве возможного "спасителя" тувинских проектов.

Любопытны два момента. Первый: почему чеченский бизнесмен сразу запустил в игру так называемую "зеркальную" фирму? Ведь обычно "клоны" создаются, чтобы запутать ситуацию с атакуемой компанией. Для справки: письмо президенту было подписано Русланом Байсаровым как генеральным директором ООО "Енисейской Промышленной Корпорации" – т.е. фирмы, представлявшей, по сути, "клон" настоящей ЕПК.

В дальнейшем разбираться с ситуация в Туве пришлось вице-премьеру Игорю Шувалову, который попросил Минтранс, Минприроды, Минрегион, Минэкономики и Минфин подготовить "конкретные согласованные предложения для рассмотрения на совещании в правительстве" совместно с "ЕПК". И маломощный "клон" стал претендовать на государственные деньги, отпущенные на проект, разработанный настоящим "ЕПК" Игоря Алтушкина…

Второй момент: Байсаров не просто начал топить прежнюю "ЕПК" задолженностями и просчетами ее экс-владельца Сергея Пугачева — он сам активно начал создавать эти долги. Стоило "Енисейской Промышленной Компании" 27 августа распространить в СМИ заявление о полном погашении своих долговых обязательств в сумме 878 млн рублей, как ей тут же предъявило иск в арбитражном суде некое НПО "Мостовик". Представители "Мостовика" не могут показать акты выполненных работ по проектированию и строительству железной дороги в Туве, но зато требуют от ЗАО "ЕПК" более полутора миллиардов рублей. Причем проявляя редкую согласованность с Русланом Байсаровым. Как сообщил "Коммерсант", гендиректор "Мостовика" Олег Шишов уже сделал заявление: "Мы переуступим свои права требования структурам господина Байсарова, речь примерно о 1,6 млрд руб.". Руководитель истца не исключает, что на слушаниях в суде Тувы "Мостовик" в деле могут заменить структуры Руслана Байсарова.

Такое единодушие вполне объяснимо: ведь соглашение с НПО "Мостовик" заключил именно Руслан Байсаров в короткий период своего пребывания на посту гендиректора ЗАО "Енисейская Промышленная Компания". Этот договор он подписал, злоупотребив служебным положением: сделка на 1,6 млрд руб. была заключена от имени "ЕПК" без одобрения совета директоров компании, что карается законом. Причем завышение сметы по договору видно уже по тому, что отсутствует подтверждение выполненных работ в виде актов и других документов. Что, впрочем, вполне вяжется с неблаговидной репутацией "Мостовика", на которого заведено уголовное дело по признакам завышения смет при строительстве олимпийских объектов в Сочи. В пресс-службе МВД сообщили, что в рамках "сочинского дела" было предотвращено хищение на сумму 2,5 млрд рублей.

Сейчас акционеры ЗАО "Енисейская промышленная компания" обратились в правоохранительные органы, чтобы привлечь к суду своего бывшего гендиректора, а ныне – руководителя фирмы-"клона".

Между тем, в СМИ начинается обсуждение целесообразности замены инвестора, то есть ЗАО "Енисейская Промышленная Компания", на строительстве железной дороги Кызыл — Курагино и на разработке Элегестского угольного месторождения. Судя по всему, у чеченского бизнесмена есть очень серьезная поддержка "наверху", раз чиновники приглашают его на совещания, а деловые издания всерьез обсуждают возможность добычи угля открытым способом "Тувинской инвестиционной корпорацией" с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и британско-виргинским островным учредительством. Подобная неразборчивость может привести к очень печальным для страны последствиям.

 http://www.rosbalt.ru/business/2012/09/19/

Просмотров: 350 | Добавил: vopeople | Теги: Угольная отрасль России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0