В центральном офисе ОАО «РЖД» в Москве
состоялось заседание правления компании, на котором, в частности, обсуждались
вопросы выполнения сроков доставки грузов и порожних вагонов.
По словам председателя правления,
президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, наблюдающаяся тенденция снижения
скорости доставки грузовых отправок на сети железных дорог вызывает серьезную
обеспокоенность. За 6 месяцев 2012 года средняя скорость отправки составляет
228 км в сутки. Это на 37 км в сутки или на 14% ниже, чем за аналогичный период
2011 года. При этом скорость груженой отправки составляет 254 км в сутки,
порожних приватных вагонов – 196 км в сутки.
Глава компании отметил, что основная
причина снижения скорости доставки грузов — избыточность подвижного состава.
Появление на сети каждых 50 тыс. вагонов ведет к увеличению показателя оборота
вагона на 19 часов.
Вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий
Краснощек обратил внимание на то, что парк грузовых вагонов достиг 1 млн 130
тыс. единиц, увеличившись к уровню прошлого года на 74 тыс. единиц, а к 2007
году – почти на 200 тыс. вагонов или на 21%. При этом, по оперативным данным,
на сети железных дорог находится более 78 тыс. вагонов, не выполняющих ни одной
технологической операции более 10 суток, то есть, по сути, исключенных
собственниками из перевозочного процесса.
Грузооборот (без учета пробега порожних
приватных вагонов) в текущем году превысил уровень 2007 года только на 7,4%.
Таким образом, темп роста вагонного парка в три раза опережает темпы увеличения
объемов перевозочной работы, что указывает на его возрастающий профицит.
По прогнозной оценке, при существующих
темпах приобретения подвижного состава более 240 вагонов в сутки, к концу
текущего года парк может достигнуть 1 млн 150 тыс. вагонов.
Расчетный оптимальный размер рабочего
парка, необходимый для обеспечения перевозок всех предъявляемых грузов,
составляет 900 тыс. вагонов.
По оценке ОАО «НИИАС», существующий
избыток ограничивает пропускные способности и увеличивают долю отправок,
доставляемых с нарушением сроков, на 17%, а скорость доставки снижается в
среднем на 66 км в сутки.
- Если 10 лет назад на сети находилось
817 тыс. вагонов и на 1 км пути приходилось всего 9 единиц, то сегодня при
наличии на сети 1 млн 130 тыс. вагонов на 1 км пути приходится 13 единиц. Таким
образом нагрузка на инфраструктуру увеличилась на 40%, что, безусловно, не
могло не сказаться на пропускных способностях и скоростях доставки грузов и
порожних вагонов, - отметил вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев.
При этом, по его словам, за последние 10
лет нормативно-правовая база, регулирующая сроки доставки груза и
ответственность за их нарушение, осталась без изменений. В связи с этим назрела
острейшая необходимость внесения поправок в законодательство в части уменьшения
максимального размера неустойки за просрочку доставки груза до 50% от суммы
провозной платы; введения дополнительных оснований для увеличения сроков доставки
грузов и порожних вагонов при задержке в пути следования по причинам, не зависящим
от перевозчика; возмездного нахождения вагонов собственников на инфраструктуре
общего пользования; обязательного согласования с грузоотправителем заявки на
перевозку груза с собственником подвижного состава до подачи его перевозчику и
другие.
Владимир Якунин отметил, что ОАО «РЖД»,
не имея возможности повлиять на количество вагонов на сети железных дорог,
продолжит повышать эффективность перевозочных и логистических технологий.
ИИС «Металлоснабжение и сбыт» 28.09.2012
|