Уголь есть — дороги нет. Последние годы
единственное в Приамурье месторождение каменных углей в Огодже живет в ожидании
инвестора, который сможет протянуть в это труднодоступное место железнодорожную
ветку. По прогнозам, здешние залежи твердого
топлива поражают воображение — общие запасы Гербикано-Огоджинского угленосного
района оцениваются в 14,6 миллиарда тонн угля. Даже при интенсивной добыче
хватит на 150 лет. Одна проблема — как вывезти черное золото из горно-таежного
района? Только узкий серпантин дороги, проложенной еще в середине ХХ века,
связывает угольный отрезок с большой землей. До 1954 года почту сюда привозили
на лошадях, а лес вывозили на быках. Сегодня на богатейшем месторождении
работает только одно подрядное предприятие — ООО ПО «Росса». В год оно добывает
30 тысяч тонн угля, хотя в советское время при работе огоджинской ЦЭС здесь
осваивали 120 тысяч. —
Мы можем увеличить объемы в три раза и обеспечивать углем весь Селемджинский
район, — уточняет директор предприятия Вартан Караханян. — В этом году качество
добытого угля стало намного выше, к хорошему пласту мы подбирались три года.
Однако из-за сложной доставки топливо не пользуется спросом. В поселок
Февральск завозят уголь из Нерюнгри, стоимость тонны — около трех тысяч рублей. Мы готовы с доставкой продавать по
2700. Но из-за отсутствия дороги, межсезонной распутицы, которая длится до трех
месяцев в году, мы не в состоянии организовать плановые поставки. Сейчас
огоджинским углем отапливаются Экимчан, Токур, Златоустовск, Стойба, Коболдо,
Ивановское. Чтобы привезти КамАЗ угля в райцентр (83 километра), требуется
более трех часов. Другого варианта у нас нет — железнодорожная ветка заканчивается
в Февральске. На этом разрезе уголь добывают летом, а
зимой предприятие занимается отгрузкой и поставками твердого топлива. Сегодня в
ПО «Росса» работает 27 человек, в основном это местные жители. Средняя зарплата
угольщиков 26 тысяч рублей. Не хватает специалистов с горным образованием,
водителей. — Чтобы заманить людей, мы должны им
предложить хорошую зарплату, но из-за низких объемов мы не может ее поднять, —
замечает Вартан Саркисович. — Также нужны комфортные условия жизни, учреждения
соцкультбыта, чтобы дети могли учиться и проводить досуг. Нет объемов — нет и
развития. При благоприятных условиях мы бы своими силами установили
перерабатывающую горно-обогатительную фабрику. Имея под рукой дешевое топливо,
можно было бы рядом с разрезом создать тепличное хозяйство, построить
животноводческие комплексы и кормить северян экологически чистой продукцией.
Кстати, в советское время в Огодже держали теплицы, выращивали помидоры, огурцы
и зелень, снабжали овощами местный детский сад и школу. И наше предприятие для поддержки фермеров
отпускало бы уголь по льготной цене. Чтобы поток черного золота понесся за
пределы региона и даже за границу, необходимо проложить в тайге 147 км
железнодорожных путей и связать Февральск с Огоджой. Такого проекта нет в
«Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года»,
представленнойОАО «РЖД». Остается надеяться только на инвестора. Качеством и запасами каменного угля
давно уже интересуются российские и китайские промышленники. Китай,
испытывающий большой дефицит твердого топлива, готов вложить в российские
угольные месторождения до шести миллиардов долларов. В планах крупнейшей в мире
угольной компании Shenhua Energy черпать
из огоджинского месторождения 5 миллионов тонн угля в год и экспортировать в
Поднебесную. Как рассказал Вартан Караханян, в 2011 году в поселок Огоджа
приземлился вертолет с китайскими специалистами. Они взяли пробы угля и тогда
же в неофициальной беседе заявили, что для вывоза топлива они не хотят
пользоваться ни перегруженным БАМом, ни Транссибом. Shenhua обещает построить
подвесную железнодорожную дорогу Огоджа — Благовещенск с мостами и прочей
инфраструктурой. «Мы тогда еще посмеялись над несбыточным проектом, у нас здесь
горы, множество рек, — добавляет директор ПО «Росса». — Однако представители
компании показали фотографии железной дороги на сваях, которую они проложили до
Тибета». Год назад была создана
российско-китайская Огоджинская энергетическая компания (ОЭК) с солидным
уставным капиталом, зарегистрированная в Благовещенске. Амурское правительство
подписано соответствующее соглашение, регламентирующее сотрудничество с
«Российской топливной компанией» и «ОЭК», совместно с которыми и будет
осваиваться Гербикано-Огоджинский угольный район. Объем инвестирования проекта
— более 4 миллиардов долларов из бюджетов всех уровней. Возможно, в 2014 году
будет запущена первая очередь производства с заявленной мощностью 5 миллионов
тонн угля в год. К 2019 году планируют увеличить добычу каменного угля до 30
миллионов тонн. — В июне этого года представители
крупной кемеровской компании приезжали на разрез, отгрузили шесть тонн угля на
экспертизу, — продолжает Караханян. — Глубокий химический анализ делается в
течение трех месяцев в Сибирском НИИ углеобогащения. На основании проб сделают
технико-экономическое обоснование проекта. А дальше будет выстроен план
развития Огоджинского месторождения. В планах сибиряков добывать здесь более
миллиона тонн угля в год и отправлять его на экспорт в Китай, Японию, Корею —
везти кузбасский уголь в страны АТР невыгодно, железнодорожный тариф съест
львиную долю стоимости. Как сообщили корреспонденту АП, в
управлении топливно-энергетического комплекса министерства экономического
развития Амурской области, Огоджинское месторождение перспективное и его
разработка — вопрос времени. В ближайшие месяцы будет объявлен конкурс, и,
после того как определится главный инвестор, начнется комплексное освоение. По
предварительным подсчетам, этот проект обеспечит создание от 7 до 10 тысяч
рабочих мест, ежегодно в бюджет Приамурья будет поступать порядка полутора
миллиардов рублей налогов.
http://www.ampravda.ru/2013/08/06/ |