На азиатском рынке коксующегося угля
продолжаются колебания цен, правда, в довольно узком интервале. Летнее
понижение сменилось ростом в первой половине сентября, однако ближе к концу
прошлого месяца котировки снова пошли вниз и, вероятно, будут медленно спадать,
по меньшей мере, до конца октября или начала ноября.
Впрочем, удешевление кокса коснулось,
прежде всего, цен FOB, опустившихся в начале октября до $148-150 за т для
австралийского материала "твердых" сортов по сравнению с $152-153 за
т двумя неделями ранее. Основной причиной этого спада стало внезапное
увеличение затрат на фрахт в АТР. Перевозчики, летом старавшиеся перевести
большую часть судов на более выгодные атлантические маршруты, к осени довели
дело до дефицита тоннажа в Азии. В результате тарифы с августа по октябрь
подскочили более чем на 60%, правда, с очень низкой базы. Для китайских
компаний стоимость австралийского "твердого" коксующегося угля в
последнее время практически не изменилась и составляет около $165 за т CFR.
В целом, нынешняя обстановка на
азиатском рынке выглядит достаточно благоприятной для поставщиков. Япония за
первые семь месяцев текущего года импортировала 45,4 млн. т коксующегося угля,
увеличив объем закупок на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом годичной
давности. Китайские компании в январе-августе приобрели за рубежом 47,5 млн. т
этого сырья, а по итогам всего 2013 года данный показатель может превысить 70
млн. т против 54 млн. т в прошлом году. Индия в начале сентября резко сократила
импорт угля, так как он слишком дорого обходился местным металлургам вследствие
рекордного падения курса рупии, но в последнее время данная валюта немного
подросла по отношению к доллару, и импорт возобновился. Даже удорожание фрахта
может способствовать укреплению рынка, так как практически удалило с него
североамериканские компании, чья продукция стала менее конкурентоспособной в
Азии.
В то же время, относительная слабость
регионального рынка стали будет тянуть коксующийся уголь вниз. Китайские
металлурги в течение всего сентября были вынуждены сбавлять цены на прокат, и
не факт, что им удастся повернуть этот процесс вспять в обозримом будущем. В
конце сентября – начале октября немного подешевела на внешнем рынке и индийская
стальная продукция. Цены на железную руду стагнируют, хотя и на относительно
высоком уровне. Что же касается коксующегося угля, то нынешние цены трудно
назвать приемлемыми для поставщиков. Австралия в последние годы активно расширяла
экспорт этого сырья, но инвестиции в новые проекты резко упали. По данным
Дэвида Фосетта, председателя правления австралийской компании Jameson
Resources, при освоении новых месторождений себестоимость может достигать $160
за т FOB из-за очень высоких стартовых затрат – прежде всего, на создание транспортной
инфраструктуры. В текущем году ряд австралийских компаний инвестировали в
разработку угольных залежей в Канаде, где вести добычу более выгодно. Вообще,
по словам Фосетта, в ближайшие годы монгольский, российский, канадский
коксующийся уголь может существенно потеснить на мировом рынке австралийский
материал благодаря своей относительной дешевизне.
Несмотря на то, что в обозримом будущем
спрос на коксующийся уголь на мировом рынке продолжит свой рост, большинство
специалистов предсказывают падение цен в 2014-2015 годах вследствие
значительного избытка предложения. Причем, если ранее "нарушителями
равновесия" были, в основном, австралийские компании, то теперь излишки
могут возникнуть вследствие ввода в строй крупного проекта бразильской корпорации
Vale в Мозамбике. Правда, себестоимость африканского коксующегося угля тоже
достаточно высокая и оценивается примерно в $140 за т, так что обвала котировок
до менее $140-145 за т CFR Китай, скорее всего, удастся избежать.
ИА INFOLine 04.10.2013