На разрезе «Черниговский» в понедельник
был запущен новый экскаватор P&H—2800 американского производства с объемом
ковша 33,4 кубических метра. Это вторая подобная машина на разрезе и третья в
Холдинговой компании «СДС-Уголь». Машина получила бортовой номер 200, и это
символично, ведь экскаватор будет работать на новом участке с балансовыми
запасами 200 млн тонн угля.
Техника 21-го века не просто является
высокопроизводительной, но даже может… советовать своему машинисту, как
использовать ее с максимальной эффективностью. Запуск нового P&H–2800
позволит вывести из эксплуатации четыре старых экскаватора ЭКГ-14, выработавших
свой моральный и физический ресурс.
18 покорившихся метров высоты
Холдинговая компания «СДС-Уголь» уже не
первый год активно занимается модернизацией технического парка угледобывающих
предприятий, входящих в ее состав. Так, в настоящее время на флагмане
угледобычи компании «СДС-Уголь» – разрезе «Черниговский» – работают восемь
320-тонных БелАЗов, электрогидравлический экскаватор «Хитачи» с объемом ковша
27 кубических метров и 2 совершенно новых P&H–2800 с 33,6-кубовыми ковшами.
Первый 33-кубовый гигант был запущен на
разрезе весной этого года и, по словам заместителя генерального директора по
производству Игоря Севастьянова, даже за столь короткий срок первый
P&H–2800 успел себя отлично зарекомендовать.
«Если сравнивать «Хитачи» и P&H–2800
– то это принципиально разные машины, – говорит Игорь Викторович. – Каждая
сделана под вполне определенные геологические условия работы, под разные цели.
При этом предпочтение стоит отдать все-таки P&H–2800, поскольку он
позволяет практически на 40% увеличить объем вскрыши. Перед бригадой
P&H–2800 стоит отметка в 1 миллион кубов ежемесячно – это очень высокий
показатель.
Причин столь большим требованиям к новой
технике несколько. Во-первых, объем ковша. Даже если сравнить P&H–2800 с
ближайшим конкурентом японского производства, то у него объем ковша больше
примерно на 20 процентов: 26 и 33 куба.
Во-вторых, как подчеркивает Игорь
Севастьянов, новый P&H–2800 позволяет работать в более широком по сравнению
с «Хитачи» забое. При этом если «японец» способен осилить стену горной массы
высотой в двенадцать метров, то P&H–2800 легко справится с 18-метровой
высотой забоя.
В-третьих, производительность нового
экскаватора значительно вырастает за счет того, что он способен обеспечить
значительно большее «прочерпывание» (подъем горной массы без передвижения
экскаватора). Таким образом, сокращаются возможные потери времени на его
перемещения.
Также стоит отметить, что P&H–2800
стоит более чем в два раза дороже 27-кубового «Хитачи», однако стоимость
вскрышных работ в пересчете на кубические метры горной массы говорит в пользу
«американца» (с пересчетом перевезенного и уложенного в отвал кубического метра
вскрыши).
Эффективный труд
«Считайте сами, – продолжает перечислять
достоинства P&H–2800 Игорь Севастьянов. – Объем ковша больше,
производительность выше, моторесурс машины в целом почти в три раза больше.
Особо стоит остановиться на программном обеспечении, которое установлено на
P&H–2800».
И действительно, система PreVale,
которая обеспечивает штатное функционирование всех узлов и агрегатов этого
суперсовременного экскаватора, может не просто вовремя сообщить о том, что
какой-то механизм пора заменить или провести штатное техническое обслуживание.
Программа способна оценивать эффективность и правильность ее использования машинистом
и – выдавать соответствующие рекомендации.
По мнению технических специалистов, это
уникальная возможность, которая позволит добиваться максимальной эффективности
не «на глазок», а на четкий математический расчет компьютерного мозга
экскаватора.
«Климат», холодильник, видеокамеры…
Формируя бригаду на новый P&H–2800,
руководство разреза отобрало лучших из лучших. Получилась своеобразная
«сборная», которую было доверено возглавить опытному бригадиру Юрию Петухову.
«Честно говоря, я в восторге от нового
экскаватора, – признается Юрий Викторович. – Сравнивать мой старенький ЭКГ-14 с
P&H–2800 в принципе нельзя. Это машины из разных веков. ЭКГ хорошо
послужил, но его время постепенно проходит. Будущее за такими красавцами, как
P&H–2800. Тут все по-другому, все сделано так, что человеку, работающему на
этой технике, было легко, комфортно и приятно трудиться. Вот обратите внимание:
мы сейчас находимся в работающем экскаваторе, а можем говорить даже шепотом –
все равно друг друга услышим. В ЭКГ, разумеется, такое было бы невозможно».
Если говорить о том, как устроено
рабочее место машиниста, то оно, скорее, напоминает пульт капитана космического
корабля: мониторы, манипуляторы, удобные кресла, кабина с широким обзором. В
кабине установлен не просто кондиционер, а климатическая система, способная
поддерживать заданную температуру. Существует даже отдельная система очистки
воздуха, поступающего в помещение экскаватора, что очень важно, учитывая, в
каких условиях работают и техника, и люди. А еще в кабине предусмотрен
холодильник. Видеокамеры по периметру корпуса экскаватора увеличивают также
информативность действий персонала..
«Здесь настолько совершенная система
компьютерной защиты, что она способна даже среагировать на неправильные
действия человека, – восхищается новым оборудованием Юрий Петухов, – говоря
проще, P&H–2800 не даст себя сломать, не даст возможности совершить
ошибочные действия».
Одним словом, P&H–2800 – это действительно
почти космический корабль. По крайней мере по уровню реализованных в нем технологий.
И еще. Учитывая высокую
производительность, с которой может работать P&H–2800, его будут
обслуживать от 4 до 6 320-тонных карьерных самосвалов БелАЗ.
«Это второй P&H–2800 на нашем
разрезе, – рассказывает Игорь Севастьянов. – Но не последний. Уже в начале
будущего года мы ожидаем запуск еще одного аналогичного экскаватора. В
настоящее время он уже готовится к отправке из Америки в Россию».
Кстати, несмотря на то, что экскаватор
P&H–2800 – техника современная, а потому чрезвычайно сложная, напичканная
различного рода электроникой, работники разреза принимают активное участие в
сборке и запуске «американца».
«Сборка первого P&H–2800 заняла
около полутора месяцев, – продолжает Игорь Викторович. – Причем ее осуществляли
исключительно специалисты сервисной компании. Второй был собран уже за месяц, и
к сборке привлекались наши специалисты. Думаю, что следующий P&H–2800 мы
сможем собрать еще более оперативно».
СибДепо 06.11.2012
|