Находящаяся в конкурсном производстве
шахта «Антрацит» подала на банкротство Каменского машиностроительного завода
(КМЗ, Ростовская область). «Антрацит» заказал в 2011 году КМЗ горношахтное
оборудование, которое затем оказалось ненужным из-за банкротства шахты.
Конкурсный управляющий «Антрацита» отсудил у поставщика аванс, а через неделю
подал заявление о его несостоятельности, спеша «защитить интересы кредиторов и
вернуть им деньги». Примечательно, что одним из этих кредиторов является сам
КМЗ.
Арбитражный суд Ростовской области
зарегистрировал заявление ООО «Шахта «Антрацит», добивающегося банкротства
Каменского машинострительного завода. Ранее «Антрацит» отсудил у ответчика в
апелляции более 14,5 млн руб. неосновательного обогащения по договору поставки.
Соглашение о поставке горного оборудования стоимостью 37,6 млн руб. было
подписано в 2011 году, шахта внесла частичную предоплату, однако основную часть
товара до своего банкротства не получила. В конце прошлого года «Антрацит»
попал в конкурсное производство и арбитражный управляющий отказался от услуг
поставщика, потребовав вернуть деньги. КМЗ доказывал, что оборудование уже
заказано «на основании индивидуальных проектов истца» в Украине и продать его
третьим лицам невозможно, однако апелляционный суд требования «Антрацита»
удовлетворил.
Заявление о банкротстве КМЗ последовало
спустя неделю после решения суда. По словам помощника арбитражного управляющего
«Антрацита» Сергея Ревенко, «мы спешим все сделать быстро, поскольку ограничены
сроками конкурсного производства и хотим, чтобы кредиторы получили свои деньги».
Каменский машзавод сам является одним из кредиторов шахты — в июне этого года
суд включил его требования в объеме около 1 млн руб. в реестр. «КМЗ входит в
третью очередь кредиторов, требования перед которыми будут погашаться по мере
взыскания дебиторки и реализации имущества шахты на конкурсных торгах»,—
поясняет представитель управляющего.
Получить комментарии со стороны КМЗ не удалось: в офисе компании „Ъ„ сообщили,
что гендиректор Виктор Козлов находится в командировке. До мая текущего года
КМЗ управлял Роман Изварин, который в 2010–2011гг. руководил как раз «Антрацитом».
По словам господина Изварина, он не в курсе спора завода с бывшим заказчиком и
актуальной информацией о предприятии не располагает. В настоящее время
экс-директор КМЗ возглавляет южный филиал торговой компании «Горные машины РУС»
(аффилирована с машзаводом).
Ъ Специализирующийся на выпуске
механизированных крепей для шахт КМЗ входит в состав контролируемого
бизнесменом Ринатом Ахметовым украинского НПК «Горные машины». Холдинг объединяет
семь предприятий угольного машиностроения, шесть из которых находятся в
Украине, а также торговые и сервисные компании. Выручка «Горных машин» за
девять месяцев 2012 года — 2 млрд гривен, EBITDA — 229 млн гривен. КМЗ в
прошлом году показал 696 млн руб. выручки и 93,4 млн руб. убытков (данные
СПАРК-Интерфакс).
Примечательно, что банкротство
«Антрацита» совпало по времени с ухудшением ситуации на КМЗ — в 2012 году обе
компании объявили о сокращении персонала, однако производитель горного
оборудования с рынка не ушел, а ограничился «концентрацией производства». По
данным «Горных машин», на базе российского предприятия было создано ремонтное
производство для обслуживания российских заказчиков холдинга, что позволило
дополнительно загрузить мощности.
Власти Каменска говорят о распродаже
заводом части производственных площадей. «Сейчас предприятие существует в
усеченном виде — несколько цехов купили местные бизнесмены под свои проекты, в
том числе, под инструментальное производство, еще несколько предлагаются как
инвестплощадки»,— рассказали „Ъ„ в горадминистрации.
В 2010 году КМЗ отчитывался о резком
«повышении спроса» на горношахтное оборудование и росте объемов реализации —
более 1000% к 2009 году, в 2011 году производство выросло еще на треть, но уже
в прошлом году ситуация изменилась — объем выручки по профильному направлению
за 1 квартал составил 0 руб. «2010 и, частично, 2011 годы — пик развития
завода, потом рыночная ситуация „сползла„ и „Горные машины„, в первую очередь,
озабочены загрузкой своих украинских предприятий. Российскому заводу остается,
в основном, ремонтное направление»,— говорит местный чиновник.
По словам аналитика ИК Concorde Capital
Романа Тополюка, спад сейчас переживают практически все мировые производители
горношахтного оборудования и обслуживающие угольную отрасль сервисные компании,
включая лидеров рынка Caterpillar и Komatsu. «Цены на коксующийся и
энергетический уголь опустились до двухлетнего минимума, сокращается добыча и
инвестиции в разработку новых лав. Однако рынок угля гораздо более „цикличен„,
чем макроэкономика, и, по нашим прогнозам, возможно, уже в первом–втором
квартале 2014 года начнет восстанавливаться. Соответственно, и заказы на ГШО, в
том числе в России и Украине, будут расти»,— отмечает эксперт.
КМЗ еще в кризис заявлял о планах
диверсифицировать производство и освоить, в частности, выпуск вагонных
замедлителей для железных дорог и комплектующих для локомотивов. Сейчас он
располагает соответствующими мощностями, и власти Ростовской области в прошлом
году намеревались помочь КМЗ заказами по линии РЖД и НЭВЗа. Текущую ситуацию с
портфелем заказов машзавода в региональном минпроме вчера не прокомментировали,
НПК «Горные машины» на запрос „Ъ„ также не ответил.
Коммерсантъ 14.08.2013
|