РЖД и стивидоров должны объединить
государственные инвестиции
Резерв пропускных мощностей ОАО «РЖД» на
подходах к портам практически полностью исчерпан. Для изменения ситуации
потребуются государственные инвестиции.
«Если государство, являясь владельцем
инфраструктуры, не находит средств для инвестирования в неё, ему следует
создать другие источники, – отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на
конференции «Взаимодействие ОАО «РЖД» с морскими портами и владельцами путей
необщего пользования». – Мы предложили новый финансовый инструмент –
инфраструктурные облигации. Деньги от их выпуска должны идти на развитие
железнодорожной инфраструктуры. Это должны быть государственные деньги, потому
что никакая коммерческая компания не сможет окупить инвестиции в
инфраструктуру». У ОАО «РЖД» в полном объёме отсутствуют источники финансирования
проектов развития транспортной инфраструктуры. В настоящее время инвестиционные
средства компании в первую очередь направляются на обновление физически и
морально устаревших основных фондов в целях обеспечения безопасности перевозочного
процесса.
По словам главы компании, существующие
параметры инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» не позволяют обеспечить развитие
пропускной способности сети в соответствии с прогнозируемыми на перспективу
объёмами перевозок. Компания сможет направить на развитие железнодорожной
инфраструктуры до 2015 года средства в размере не более 200 млрд руб.
Потребность в инвестициях на развитие инфраструктуры в соответствии с
Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта до 2015 года составляет
более 600 млрд руб. Данная диспропорция между возможностями и потребностями в
инвестициях приведёт, по предварительной оценке, к недоосвоению в 2015 году
объёмов перевозок в размере, превышающем 230 млн тонн, или более 70% от
прогнозируемого прироста производства.
Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим
Морозов в ходе конференции заявил, что актуальным вопросом развития
транспортной системы является инвестирование средств в развитие железнодорожной
инфраструктуры на подходах к портам. Исходя из принятой перспективной грузовой
базы наибольший прирост объёмов перевозок грузов с участием железнодорожного транспорта
прогнозируется в морских торговых портах Усть-Луга, Мурманск, Высоцк, Приморск
– на Северо-Западе страны, Тамань, Новороссийск – в Южном регионе, Ванино,
Советская Гавань, Восточный, Посьет – на Дальнем Востоке.
Заместитель министра транспорта России
Виктор Олерский отметил, что проблему предстоит решать комплексно.
«Следует принять меры по координации
работы ОАО «РЖД», операторов, экспедиторов, стивидоров, портовиков и
грузовладельцев, – сказал он. – Требуется с учётом климатических условий, в которых
работают российские порты, обеспечить ритмичную подводку под погрузку и
выгрузку флота. Необходимо решить проблему недостаточной развитости припортовой
железнодорожной инфраструктуры. Количество заявляемого к перевозке к портам
груза значительно превышает их перевалочные возможности».
Президент Гильдии экспедиторов России
Семён Резер считает, что основными недостатками взаимодействия железной дороги
и стивидоров являются несоответствие технических мощностей портов выросшим
объёмам внешнеторговых грузов, недостаток складских помещений. Это приводит к
использованию вагонов в порту как «склада на колёсах». Сказывается
несогласованный подвод грузов из-за отсутствия взаимодействия в схеме
грузоотправитель – перевозчик – грузополучатель, большая зависимость от
погодных условий, сквозных логистических технологий.
«Путями решения являются согласование
планов подвода судов и вагонов с грузами, информационное обеспечение
диспетчерских центров портов и железных дорог, контроль провода судов и
вагонов, корректировка планов работы портов и железных дорог и контроль
соблюдения согласованной технологии работы», – подчеркнул он.
По словам руководителя Федерального
агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта России Геннадия
Петракова, будущее российской логистики немыслимо без создания и развития
компаний – 3PL-провайдеров, повседневная деятельность которых невозможна без
развитой системы контейнерных и мультимодальных перевозок. Потребность
контейнерных перевозок в России к 2015 году будет составлять 12–15 млн TEU в
год.
Начальник Центральной дирекции
управления движением ОАО «РЖД» Павел Иванов в ходе конференции добавил, что
важнейшим направлением остаётся интеграция работы холдинга с морскими портами в
рамках международных транспортных коридоров. «Следует отметить и возникающие в
этой сфере проблемы. Прежде всего это неравномерная загрузка и нерациональное
распределение грузопотоков между морскими портами, отсутствие в большинстве
морских портов средств для выгрузки вагонов с углем в зимнее время года,
недостаточность применяемых рядом портов мер по профилактике смерзываемости
грузов и, наконец, несоответствие уровня технического развития портовых
мощностей возрастающим объёмам внешнеторговых перевозок».
www.gudok.ru 27.10.2011
|