Владимир Лисин стал владельцем «Первой
грузовой компании» – крупнейшего российского оператора перевозок. Бизнесмен
выиграл аукцион за один шаг, заплатив 125,5 млрд рублей и обойдя основного
претендента — компанию Геннадия Тимченко. Для оптимизации бизнеса ПГК Лисин
подходит лучше других претендентов, отмечают эксперты.
Структура владельца НЛМК Владимира
Лисина «Независимая транспортная компания» выиграла аукцион по продаже 75%
минус 2 акции Первой грузовой компании. Как сообщил «Интерфаксу» участник,
знакомый с ходом торгов, в аукционе был сделан лишь один шаг. В итоге «дочка»
РЖД досталась Лисину за 125,5 млрд рублей (стартовая цена актива составляла
125,375 млрд руб., первый шаг — 125 млн рублей, последующие — 500 млн рублей).
В UCL Holding, объединяющем транспортные
активы Лисина, итоги аукциона оценивают как успешные.
«Приобретение Первой грузовой компании
позволит UCL Holding стать крупнейшим игроком на рынке внутрироссийских и международных
железнодорожных грузоперевозок», – говорят в компании.
Кроме Лисина (в торгах принимало участие
также его ООО «НТК-Вагон») на крупнейшего российского оператора перевозок
претендовали также ООО «Трансойл» совладельца нефтетрейдера Gunvor Геннадия
Тимченко и ЗАО «Нефтетранссервис» (НТС) братьев Аминовых. Конкурсная комиссия в
среду допустила к торгам лишь этих участников.
В «Трансойл» «Газете.Ru» сообщили, что
компания присутствовала на торгах. «Приобретение ПГК могло бы стать наиболее
эффективным способом реализации задачи, направленной на формирование
универсальной транспортно-логистической компании», – сказали в «Трансойле». В
компании «Нефтетранссервис» не смогли предоставить оперативный комментарий.
Победа Лисина стала для экспертов
неожиданной. Главным претендентом на актив считался «Трансойл» Тимченко. По
данным источников, переговоры с ним о продаже ПГК велись в приоритетном порядке
еще с 2010 года.
То, что этот прогноз не оправдался,
может позитивно повлиять на развитие компании, считает аналитик «Атон» Никита
Мельников. «ПГК в последние два года теряла долю рынка и работала неэффективно.
Новому собственнику придется оптимизировать структуру деятельности ПГК», —
отмечает он.
В структуру НТК первая грузовая компания
впишется лучше, полагает Мельников: «Специфика НТК — навальные грузы, как и у
ПГК, «Трансойл» специализируется на наливных».
«Продажа контрольного пакета ОАО ПГК
станет ключевым элементом реформы грузового комплекса российских железных
дорог. В результате этого шага на рынке появится крупнейший частный игрок в
грузовом секторе, а РЖД получат значительные средства на финансирование
инвестиционной программы, — заявлял ранее президент РЖД Владимир Якунин. —
Условия аукциона позволяют рассчитывать, что в отрасль придет стратегический
инвестор, заинтересованный не только в коммерческой выгоде, но и в развитии
железнодорожной транспортной системы России».
ПГК обслуживает 25% грузовых перевозок
России и владеет более чем 200 тысячами вагонов разных типов. Доля компании в
структуре вагонного парка России составляет 22%. В 2010 году ПГК перевезла
302,3 миллиона тонн грузов.
Первоначально РЖД рассматривали два
варианта продажи пакета — размещение акций на фондовой бирже и аукцион. Но в
августе правительство решило продавать 75% минус две акции на открытом аукционе
единым лотом. От участников аукциона требовалось наличие под управлением 15
тыс. грузовых вагонов, российская регистрация, опыт управления подвижным
составом от 6 месяцев и устойчивое финансовое положение. В торгах не должны были
участвовать компании, подконтрольные государству и связанные с РЖД.
На актив претендовал также
железнодорожный оператор Globaltrans, но в конце сентября он отказалась от
борьбы, сославшись на нестабильную ситуацию на мировых рынках.
На фоне экономической напряженности в
Европе 25 октября Якунин в интервью Reuters заявлял, что боится срыва продажи
ПГК. «Это (125 млрд рублей за продаваемый пакет) высокая оценка, очень
высокая», — пояснял Якунин. Теперь он сетует, что ПГК могла быть продана
дороже.
«С точки зрения цены продажи, как
руководитель компании, отвечающий за максимализацию доходов государства, – для
этого осуществлялась продажа, – считал бы, что эта цена могла бы оказаться и
выше. Хотелось бы больше, но, как известно, лучшее – враг хорошего», – заявил
он.
Экспертов не удивляет, что аукцион
прошел без борьбы, в один шаг. «Дату торгов объявили более 2 месяцев назад,
тогда ситуация на финансовых рынках была более стабильной и инвесторы были
настроены оптимистичнее, – говорит аналитик «Газпромбанка» Алексей Астапов. –
Сейчас, с учетом продолжающегося долгового кризиса в Европе и угрозы рецессии
мировой экономики, инвесторы осторожнее относятся к вложениям. Вероятно,
остальные участники сочли даже начальную цену завышенной».
С учетом ситуации на финансовом рынке и
состояния парка вагонов ПГК сделка прошла по разумной цене, считает аналитик
МДМ Банка Михаил Зак. А по словам Михаила Ганелина из «Тройки диалог», компания
обошлась Лисину недешево.
«В парке более 200 тыс. вагонов, которые
требуют ремонта, или замены на новые», - напоминает он. Сделка прошла из
расчета около $30 тыс. за вагон, новый вагон стоит от $80 тыс.
Средний возраст состава ПГК 17-18 лет,
жизненный цикл вагона составляет 25 лет, добавляет Астапов. «Необходимо будет
тратиться на обновление. Но сейчас хорошие конъюнктура для частных
грузоперевозчиков, спрос на отдельных направлениях – уголь, железная руда,
превышает емкость».
«На первом этапе новый собственник едва
ли будет вкладывать в обновление подвижного состава, а сосредоточиться на
продлении ресурсов существующих вагонов», – не исключает Ганелин.
Газета.ru 28.10.2011
|