9 июля правительственный веб-портал
сообщил о проведенном 5 июля совещании по вопросу профицита угольной продукции
в Украине. На мероприятии председательствовал глава Госагентства по управлению
государственными корпоративными правами и имуществом Дмитрий Колесников. Под
его началом совещались по условиям выкупа металлургическими компаниями страны
излишков угля, добытого на государственных шахтах. Металлургов представляли
менеджеры отраслевых предприятий и руководство ассоциации "Укркокс",
сторону угольщиков держали чиновники профильного Минэнергоугля и ГП "Уголь
Украины". Предмет столь непростого разговора — что делать с избыточными
партиями угля, которые госшахты исправно добывают, но реализовать на свободном
рынке не могут?
Итог мероприятия пресс-служба
Госагентства подает так. Ряд компаний горно-металлургического комплекса (ГМК)
Украины взяли на себя обязательство приобрести в 2012 г. концентраты
коксующегося угля у государственных угледобывающих предприятий в объеме более
1,5 млн. тонн. Подобная закупка, как обещается, "полностью решит проблему
сбыта коксующегося угля до конца текущего года". В металлургическом ряду
при этом были обозначены следующие игроки — корпорация "ИСД", МК
"АрселорМиттал Кривой Рог", Донецкий метзавод, "Евраз — ДМЗ
им.Петровского" и "Метинвест Холдинг".
В комментарии "Делу"
генеральный директор "Укркокса" Анатолий Старовойт уточнил, что по
достигнутой договоренности меткомпании должны выкупить в текущем году 1,645
млн. тонн продукции. Больше всего государственного угля придется освоить
активам "Метинвеста".
Июльская встреча металлургов и
угольщиков под эгидой исполнительной власти вполне может быть названа
заключительной после многих в нынешнем году. На данный момент она завершила
довольно яркую череду инициатив по административному разрешению сбытовых
неурядиц в государственном секторе угольной промышленности страны.
Угольно-металлургическая история
О проблеме угольного профицита в Украине
заговорили еще минувшей зимой, когда глава Минэнергоугля Юрий Бойко предложил
Кабмину "рассмотреть вопрос" с ограничением импорта в страну углей
всех марок. Аргумент выдвигался такой: из-за отказа метпредприятий покупать
отечественные коксующиеся угли в стране образовался их профицит на 400 тыс.
тонн. С тем чтобы "простимулировать" металлургов и коксохимиков на их
выкуп, и предлагалось ввести ограничения на угольный импорт в Украину. Ведь
меткомпании, по тем доводам министерства, от потребления зарубежных коксующихся
углей совсем не отказываются, увеличив их ввоз в страну за прошлый год более
чем на 1,5 млн. тонн, до 10,7 млн. тонн.
Такая вот несложная логика на запрет
импорта металлургами и коксохимиками была воспринята в штыки. В ответ на
ограничительную инициативу Минэнергоугля прозвучало немало возражений другой
стороны разворачивающегося конфликта интересов.
Среди контраргументов называлось низкое
качество углей отечественной добычи — в виде повышенной зольности. Кроме того,
указывалось на существенное содержание в них серы (3,5% против 0,5-1% в
импортных аналогах) и других, нежелательных для коксохимии, щелочноземельных
примесей (по окислам железа: до 23% в сравнении с 3-5% в завозимой продукции).
Наконец, приводилось "историческое свидетельство" о том, что
украинский ГМК "всегда брал по импорту 25-30% углей от потребности, так
как это — острая технологическая необходимость".
И начальный раунд противостояния остался
за металлургическими компаниями. Андрей Клюев, рассматривавший проблему еще в
статусе первого вице-премьер-министра, просьбу Минэнергоугля не поддержал.
Угольщики, однако, не смирились. Валерий Хорошковский, занявший в конце февраля
должность первого вице-премьера, занялся также и угольным вопросом; к тому
моменту запасы нереализованной продукции на госшахтах возросли до почти 580
тыс. тонн. На сей раз услышаны были представители углепрома, и весной
металлурги вынуждены были согласиться на выкуп тех самых первоначальных 400
тыс. тонн.
Коммерческая судьба этой угольной
партии, кстати, сложилась весьма нетривиально. К середине апреля половину
означенного объема приобрели совсем не коксохимзаводы и метпредприятия. А
местонахождение остальных 200 тыс. тонн "отыскать не удалось".
Согласившись купить уголь у
государственных угледобывающих предприятий, представители ГМК объясняли тот
свой шаг пониманием "непростой ситуации, которая сложилась в шахтерских
коллективах". И особо акцентировали внимание на единичном характере
подобной акции и неприемлемости административного способа распределения углей в
рыночных условиях. Летняя угольная разнарядка для металлургии на текущий год
показала: свести весеннюю уступку "на единоразовость" не получилось.
То ли акцент не был расслышан, то ли команда сильно прозвучала…
С нюансом на будущее
Однозначно проигравшими в этом конфликте
назвать меткомпании, впрочем, тоже нельзя. В июне металлурги вели напряженные
переговоры по условиям предстоящей "повинности". В результате им удалось
исключить из намечаемой структуры обязательных закупок угли газовой группы,
доказав их преимущественно энергетическое, а не коксовое предназначение.
Выбирать в текущем году предписанный объем угольной продукции предприятия ГМК
будут из более пригодных для коксования марок "К", "Ж" и
"ОС". К тому же и цены на такой уголь согласились устанавливать на
договорной основе, а не по указке свыше.
Один немаловажный нюанс, впрочем,
сохраняется. "Решение этого вопроса позволит снизить социальное напряжение
в регионах Украины, где шахты играют градообразующую роль", — отмечается
среди прочего в соответствующем пресс-релизе Госагентства по корпоративным
правам. Понятно, что эту самую "градообразующую роль" могут вспомнить
и в последующие, не менее насыщенные политикой и высшим интересом годы. Как и
метод ее спонсирования в виде закупок угля частными компаниями "по
разнарядке".
Дело 10.07.2012
|