Все было бы просто, будь в Кузбассе не
уголь, а, к примеру, автомобильный завод.
Мощный и защищаемый властями. Объяснить все
было бы проще. Выпускай наш завод машины (отечественного качества и
соответствующей цены), мы бы сегодня, спустя неделю после вступления России во
Всемирную торговую организацию, судачили бы о снижении таможенных пошлин при
импорте и новых условиях для сборочных производств.
И
всем было бы ясно, что снижения цен ждать еще не скоро.
С
углем сложнее. Нет в этой сфере (почти нет) пошлин. Но почему-то угольщики без
особого энтузиазма называют эти три буквы: ВТО.
Плюсы и минусы присутствия России в ВТО
названы экспертами всех мастей. Откровенных восторгов, как и негодований, нет.
Вполне логично для текущего момента. Чего уж критиковать, раз уже вступили. Да
и восторгаться тоже не с руки. Не очень нынче спокойно в мире, в который мы
вошли. Но про все оценки не будем, остановимся на том, что обычно практически
не попадает в поле зрения комментаторов. А если уж и попадает, то формально.
Раз экспортных пошлин на уголь не было до ВТО и не будет после, значит, все в
порядке. «Для угольной отрасли вступление России в ВТО может иметь
положительный эффект». Это, пожалуй, самое длинное высказывание об угле,
основанное на анализе пошлин и замеченное в экономических обзорах.
При экспорте российского угля (в отличие от
нефти или газа) пошлины не платятся. А поскольку экспорт очень часто «наше
все», живем дальше и радуемся. Но, радея за областную казну, по дереву все же
постучим: установление пошлин — по-прежнему в компетенции российских властей,
вне зависимости от ВТО. А угрозы введения пошлин от российских властей исходят
всякий раз, когда на российском рынке ощущается дефицит топлива или металлурги
жалуются на дорожающий коксовый концентрат. На сегодня известно одно: в
ближайшей перспективе на этом фронте без перемен.
Остается другая сторона взаимоотношений с
конкурентами в отрасли — импорт. Здесь пошлины действовали — 5%, за исключением
коксующегося угля. Эта ставка осталась и при ВТО. Тоже, казалось бы, нет
оснований для особого беспокойства. До поры до времени, скажут вам сами
угольщики. Циклы роста и падения цен на уголь сейчас происходят чаще, чем лет
20 назад. В определенные моменты, когда стоимость угля в мире на минимуме или
российское топливо слишком дорого, на внутреннем рынке появляется иностранный
уголь. Не только дружественный по Таможенному союзу казахстанский, но и дальний
— украинский или даже американский. В подобных ситуациях ограничение размеров
пошлин на импортный уголь в 5% — уж очень низкий барьер для иностранных
конкурентов. Одно тут утешает: в самом Кузбассе заграничный уголь встречается
разве что в виде сувениров.
На этом можно было бы и закончить, если бы
речь шла об автомобильном заводе. У угля же есть продолжение. Из чего состоит
уголь, даже тот, что идет в печки в частном секторе? Из самосвалов,
бур-станков, экскаваторов, добычных и проходческих комплексов. Я уж не говорю о
дегазационных установках, которые по требованию времени и законов все чаще
встречаются на шахтах. Как правило, техника и оборудование на разрезах и шахтах
импортные. Отказаться от завозного порой нельзя, потому что в России аналогов
нет. И потому что смысла иногда нет: ввозные пошлины на некоторые виды
оборудования нулевые, стоимость приемлемая, а техника работает лучше российской.
Российское «оснащение» забоев встречается, конечно. В виде исключения — все же
делают в России, в том числе в Кузбассе, приличное по цене и качеству.
Однако же пошлины на основное импортное
горнотранспортное оборудование в России все же действовали и сохранились в
рамках ВТО в размере 5%. А на большегрузные самосвалы в перспективе снизятся в
три раза, до тех же 5%. С учетом того, что пока действуют и правила, согласно
которым самые популярные у угольщиков белорусские «БелАЗы» ввозятся в Россию
без пошлин, все, в принципе, неплохо. Но тут все как и с углем. Когда «гремит
гром» низких цен на уголь (тучи уже сгустились прямо сейчас), пошлины будут
иметь и обратную сторону. Опять же при низких доходах угольные компании всегда
сокращают поставки техники.
Купленная техника не стоит в боксах. Она
ездит. И ездит на дизтопливе. А ГСМ в России — вопрос почти политический. Кто
только с ростом цен не борется, не стучит по столу, не проводит антимонопольные
расследования. Добиваются одного — штрафов с нефтяных компаний. Да только цена
все равно не стоит на месте. ВТО тут не в помощь угольщикам. Регулирования в
рамках подписанных Россией соглашений не предусмотрено. Более того,
заградительные экспортные пошлины при дефиците, а следовательно, зашкаливающих
ценах на ГСМ, уже не установить.
И, наконец, главное, о чем сегодня говорят
угольщики. Впрочем, говорят они каждый раз, когда уголь падает в цене. Железнодорожные
тарифы. Устанавливает их государство так, чтобы железным дорогам хватало денег
на поддержание и развитие. Причем инвестпрограмму утверждает тоже государство.
Сегодня же само государство признает, что тарифы на перевозку угля высокие, а
отдельные высокопоставленные государственные мужи уже заявили, что будут
добиваться послаблений для угля… Так было много лет. Так и будет. Потому что
торговля сахаром, машинами, часами, лекарствами, цементом, мебелью и массой
других товаров, которые перевозятся по железной дороге, в рамках ВТО
регламентируется, а сами перевозки — нет.
…Получается, что ни тепло кузбасскому углю от
ВТО, ни холодно. Значит, может повернуться так, а может иначе. Но это если
смотреть на отрасль в отрыве от тех, кто уголь потребляет. На металлургов и
энергетиков. И если для последних ВТО практически ничего не меняет (слишком
небольшой объем экспорта российской энергии), то о первых — разговор отдельный.
Как выразился на днях глава одной угольной компании, поставляющей концентрат
почти на все крупные металлургические заводы России, металлурги сначала сами
активней всех агитировали за ВТО, а теперь как-то притихли.
Вот об этом в следующий раз.
29.08.2012 http://www.kuzbass85.ru/2012/08/29/mezhdunarodnaya-ugolnaya-arena/
|