После того, как Владимир Путин дал
поручение создать на Дальнем Востоке «публичный» морской угольный терминал,
которым могли бы пользоваться все грузоотправители, целый ряд инвесторов
предложили свои проекты. Однако, как удалось выяснить, фактически такой
терминал уже существует и вполне успешно работает. Об этом передает ДВ-РОСС.
Уголь является одним из главных
экспортных грузов России. От успешного функционирования данной отрасли зависит
благополучие целых регионов, в первую очередь, Кузбасса. В связи с тем, что
основной рост спроса на твердое топливо ожидается со стороны стран
Азиатско-Тихоокеанского региона, возникает острая потребность обеспечить всем
российским грузоотправителям угля беспрепятственный доступ к экспортным морским
терминалам.
В ходе совещания по вопросам развития
угольной промышленности, состоявшемся в Кемерово еще в январе 2012 года под
председательством на тот момент главы правительства России Владимира Путина,
было дано поручение изучить возможность строительства морского угольного
терминала на Дальнем Востоке, которым могли бы пользоваться средние и малые
добытчики угля. Местами расположения будущего порта рассматривались районы у
портов Ванино, Находка-Восточная и Посьет. Мощность терминала обозначалась в 20
млн тонн в год.
Тем не менее, судя по статистике
отгрузок угля через дальневосточные порты, фактически роль «публичного»
терминала уже давно играет ОАО «Восточный порт». Так, в соответствии с
проведенным PortNews анализом статистики по железнодорожным отгрузкам угля в
адрес дальневосточных портов за январь-июнь 2013 года, через «Восточный порт» с
общим грузооборотом в 17 млн тонн угля в год, состав грузоотправителей оказался
весьма диверсифицированным. Так, доля угля «Кузбассразрезугля» составила 36%,
СУЭК — 18%, «Сибуглемет» — 15%, «Стройсервис» — 2%, прочие производители, не
имеющие собственных портовых мощностей на Дальнем Востоке, перевалили через
«Восточный порт» 29% угля («Кузбасская топливная компания», «Русский уголь»,
«УК «Заречная», «Сибантрацит»).
В 2012 году ОАО «Восточный порт» начало
реализацию проекта строительства третьей очереди угольного комплекса, с вводом
в эксплуатацию которой в 2017 году пропускная способность предприятия,
открытого для широкого спектра грузовладельцев, возрастет до 24,5 млн тонн в
год.
Второй по величине угольный терминал
Дальнего Востока – «Дальтрансуголь» (бухта Мучке, порт Ванино, владелец СУЭК).
Его годовой грузооборот составляет 17 млн тонн в год, при этом груз на 100%
принадлежит самому СУЭК.
Среди более мелких терминалов также есть
те, которые можно подвести под определение «публичных». Правда, их мощности
весьма ограничены. Так, «Ванинский морской торговый порт» мощностью пять млн
тонн в год, до покупки его «Мечелом» предоставлял свои услуги для нескольких
отправителей угля – компании «Сибуглемет», «Сибантрацит» и «Стройсервис».
Однако после покупки «Мечелом», с марта 2013 года, стал работать только с углем
данного производителя.
Порт Посьет аналогичного грузооборота
также принадлежит «Мечелу» и переваливает только его уголь.
«Евраз-НМТП» (порт Находка) с годовым
грузооборотом в три млн тонн можно назвать диверсифицированным. Так, уголь
«Евраза» составляет в его грузообороте 45%, «Сибуглемета» — 28%, «Сибантрацита»
— 27%.
Также в Находке действуют небольшие
частные терминалы, такие как «Терминал Астафьева», «НБАМР», «Геопорт», «ДММ»,
«Восточные ворота», мощности которых не позволяют рассматривать их в качестве
«публичных», хотя их услугами и пользуются разные компании для отправки
незначительных партий угля. Сюда же можно отнести и угольный терминал
«Восточной стивидорной компании» с годовым грузооборотом в 500 тыс. тонн.
Позиционировать себя как «публичный
терминал», строящийся по «кемеровскому» поручению, начал проект в бухте
Суходол, инвестором которого выступает «Сибирский деловой союз». Проект
строительства нового специализированного порта на дальневосточном побережье
(порт «Суходол») предусматривает несколько этапов строительства. Проектный
грузооборот составит 20 млн тонн в год. Терминал обеспечит круглогодичный прием
широкой номенклатуры типоразмера судов.
«Восточный порт» и проект терминала в
бухте Суходол не противоречат друг другу, так как потребностей в экспортных
мощностях хватит на оба проекта.
ДВ-РОСС 13.08.2013
уголь России, угольная отрасль России, добыча угля 2013, поставки угля, цены на уголь, коньюнктура угольного рынка, железнодорожные тарифы на перевозку угля, угольный бизнес. марки угля, угольные компании России, шахты россии, разрезы, экскаваторы, горная техника, горная промышленность, журналы, уголь |