Каждая четвертая тонна угля, добываемая
АО "Шубарколь комир", которое в апреле этого года полностью вошло в
состав ENRC (Евразийской корпорации природных ресурсов), экспортируется
потребителям Европы.
Устойчивый спрос на казахстанское
твердое топливо порожден отменными свойствами шубаркольского угля, чья
калорийность и низкая зольность делают его экологически чистым энергоносителем.
Запасы угольного месторождения
отрабатываются пока лишь на двух участках – "Центральном" и
"Западном". Несмотря на многомиллионные залежи, здесь не любят терять
ни времени, ни ресурсов. По словам вице-президента АО "Шубарколь
комир" Сергея Кима, чтобы завоевать рынок, предприятие продолжает
придерживаться стратегии понижения зольности угля. Для этого пришлось освоить
технологию глубокой селекции при угледобыче, когда залегающий пласт планомерно
вынимается ковшовыми экскаваторами, минуя прослойки глины и чужеродных
вкраплений. Причем весь технологический цикл охвачен пятиступенчатой системой
контроля качества – от работы экскаватора в карьере до сортировки и погрузки
угля в железнодорожные вагоны.
– Этим, наверное, мы и уникальны, – не
без гордости говорит Сергей Павлович. – В прошлом году наш разрез выдал
рекордное количество угля – 7,5 млн тонн, а в 2013-м мы планируем добыть около
8,6 млн тонн твердого топлива. Для достижения намеченной цели менеджментом АО
"Шубарколь комир" и ENRC претворяется в жизнь ряд финансово-экономических,
логистических и инженерно-технических решений. В рамках программы модернизации
материально-технической базы на предприятии впервые в республике стали
применять гидравлические экскаваторы с ковшом объемом 21 кубометр и
сверхтяжелые самосвалы грузоподъемностью 220 тонн. Если в 2009 году доля
шубаркольского угля на рынке Казахстана занимала 6%, то сегодня она достигает
уже 8-процентной отметки. А к 2020 году шубаркольцы намерены добиться объема в
13% от угледобычи республики.
По поручению президента страны в июле
этого года был дан старт строительству железной дороги на Аркалык
протяженностью 200 километров. Ввод магистрали в эксплуатацию намечен на 2014
год. Кстати, АО "Шубарколь комир" поставляет на эту стройку щебень. С
вводом этой железной дороги, по мнению г-на Кима, российский и европейский
рынки станут для предприятия более доступными. Наряду с угледобычей
"Шубарколь комир" осуществляет несколько инновационных проектов. В
2005 году также с легкой руки главы государства здесь был построен завод ТОО
"Сары-Арка Спецкокс" по производству восстановителя угля для нужд
ферросплавной индустрии республики. В дальнейших планах – строительство нового
завода годовой производительностью 350 тысяч тонн спецкокса. Помимо ТНК
"Казхром", эта продукция востребована Казфосфатом и Казцинком. А
вторая очередь предприятия обеспечит потребности строящегося нового
производства на базе Актюбинского завода ферросплавов.
В минувшем году акционерное общество
приступило к осуществлению еще одной инновационной инициативы – строительству
мини-ТЭС мощностью 5,5 МВт, работающей на коксовом газе, который ранее просто
сжигался. Сейчас первая очередь ТЭС мощностью 2 МВт обеспечивает внутренние
потребности завода по производству спецкокса. Введение в эксплуатацию второй очереди
станции позволит полностью обеспечить электроэнергией угольный разрез
Шубарколь. Численность работников "Шубарколь комир" превышает 2 500
человек. Значительная часть персонала работает вахтовым методом. Сотрудники
проживают в вахтовом поселке, где возведены и строятся новые благоустроенные
коттеджи и общежития, функционируют собственные современные спортивный и
банно-прачечный комплексы, пекарня, библиотека. Сегодня здесь успешно идет
процесс интеграции акционерного общества в корпоративные социальные программы
ENRC, славящиеся поддержкой своих сотрудников по обширному перечню направлений.
Кстати, социально-экономическое развитие близлежащего поселка Шубарколь также
находится под шефством предприятия.
Экспресс К 24.10.2012
|