В последние дни основной деловой
новостью стал срыв сделки по приобретению Енисейской промышленной компании,
которой принадлежит Элегестское месторождение угля в Тыве.
Элегест как проект может быть очень
выгодным как для инвесторов, так и для республики Тыва (уровень жизни в которой
пока в разы ниже среднероссийского, а безработица в разы выше). Добыча на
месторождении уже ведется, но уголь пока вывозят грузовиками, что значительно
снижает рентабельность. В связи с этим строительство железной дороги является
принципиально важным как для элегестского проекта, так и для развития всего
региона. Поскольку строительство дороги дело дорогостоящее был найден формат
частно-государственного партнерства, т.е. в стройку готовы были вложиться и
частные инвесторы, и государство. Однако, в процессе стали появляться субъективные
проблемы, связанные с особенностями ведения бизнеса банкиром-банкротом Сергеем
Пугачевым.
Эта история раздваивается на две
составляющие. Первая из них – это судьба самого месторождения. Еще в 2002 г.
при неясных обстоятельствах – информация об этом в открытых источниках
практически отсутствует – лицензия на его освоение (запасы оценивают в более
чем 800 млн. т. коксующихся углей) досталась Енисейской промышленной компании
(ЕПК), тогда принадлежавшей известному олигарху Сергею Пугачеву. С тех пор
элегестский проект стал одной из визитных карточек бизнеса Сергея Пугачева – к
середине «нулевых» собственники при его оценке стали называть фантастическую
цифру в 5 млрд долл. Однако актив этот на практике представляет собой что-то
вроде Штокмановского месторождения газа – газ-то есть, но пока не придуман
способ его рентабельно добыть, транспортировать и продать.
В случае Элегестского месторождения
ситуация не столь технологически сложна, но и она непроста. Уголь с
месторождения ЕПК нелегко доставить к покупателям: нет железной дороги, причем
для ее прокладки требуются сложные работы, нужна прокладка тоннеля через
Уюкский хребет. Конечно, лицензия сама по себе также ценна, особенно в
российских условиях. Но лицензия без готовности вкладывать средства не дает прибыли.
ЕПК упорно торговалась, предлагая
долевое участие в проекте то «Северстали», то Evraz, то даже японской
корпорации Mitsui, но все эти переговоры ничем не закончились. «Северсталь»,
вступив в переговоры, в итоге серьезно пострадала: для обеспечения лояльности
потенциального партнера она разместила в Межпромбанке более 4 млрд руб.,
которые испарились после его банкротства
В 2007 г. правительство РФ пошло
навстречу собственнику ЕПК, согласившись выступить соинвестором строительства
железной дороги в рамках государственно-частного партнерства. Речь шла о 98,5
млрд. руб. на строительство железнодорожной ветки Кызыл—Курагино (402 км), 50%
пути обязалось оплатить государство (позже Руслан Байсаров говорил о смете в
размере 134,9 млрд руб., и увеличении доли ЕПК в ней до 85,7 млрд руб.).
Вторая часть печальной истории связана,
собственно, с Межпромбанком. В 2010 году выяснилось, что Центральный банк в
течение длительного времени кредитовал три банка – Межпромбанк, АМТ-банк и
Петрофф-банк - их долг перед ЦБ превысил 40 млрд. руб. В чем заключалась особая
ценность этих трех банков для государства, чтобы ЦБ столь крупно их кредитовал,
осталось неясным.
Стоимость их залогов оказалась, мягко
говоря, ниже долга, а с банкротством были связаны различного рода скандалы: к
примеру, оказалось что давший личное поручительство по крупному кредиту хозяин
Петрофф-банка не обладает какой-либо собственностью, а залоги Межпромбанка
накануне его банкротства менеджмент стал различным образом обнулять.
Заместитель генерального директора АСВ В.Мирошников заявлял: «Получив кредиты
от Центробанка, банк в течение года размещал деньги в компании-«помойки», потом
«рисовал» кредиторскую задолженность перед своими фирмами». Теперь Центральный
банк пишет письма в правоохранительные органы, требуя возбуждения уголовных
дел.
Однако немало вопросов и к самому ЦБ: в
частности, почему Межпромбанку были выданы беззалоговые кредиты на сумму свыше
1 млрд долл., а потом, когда по ним произошел дефолт, банк стал оформлять
залоги на эту сумму на мягко говоря, не особенно прибыльные судостроительные
активы Межпромбанка и ЕПК, существующую лишь в виде лицензии?
Руслан Байсаров, планировавший вместе с
Игорем Алтушкиным приобрести ЕПК у Пугачева отмечает, что в ходе работы над
элегестским проектом «у компании стали всплывать новые обязательства на
огромные суммы. Наиболее существенным из них является риск восстановления
залога на акции офшорной компании OPK Mining Ltd в пользу принадлежавшему
Пугачеву же Международному промышленному банку в обеспечение кредитов на общую
сумму около 64 миллиарда рублей. В сложившейся ситуации я принял решение
приостановить свое участие в сделке и сложил с себя полномочия генерального
директора ЕПК».
Иными словами, после покупки новые
собственники оказались бы поставлены лицом к лицу перед угрозой огромных рисков
в виде долгов ЕПК и судебных разбирательств с АСВ, что сделало бы приобретение
компании не просто бессмысленным, но и опасным. Никто не может дать гарантии,
учитывая методы ведения бизнеса бывшим сенатором Пугачевым, что больше никаких
сюрпризов не будет.
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/industry/opinion/562949984644192
03.09.2012, Сергей Жаворонков, старший
эксперт Института экономической политики
|