На протяжении последнего десятилетия
китайская металлургическая промышленность демонстрировала просто фантастические
темпы роста. С 2000 года, когда начался ее подъем, и по 2011 год объем производства
стали в стране увеличился почти в 5,5 раза – от 125,8 млн до 683,3 млн тонн. В
настоящее время на долю Китая приходится более 47% от общемировой выплавки
стали. Однако в последнее время в китайской металлургической отрасли происходит
весьма болезненная перестройка, вызванная последствиями глобального
экономического кризиса. Темпы роста потребления стали в стране резко упали,
из-за чего китайские компании вынуждены ограничивать выпуск продукции и
стимулировать экспорт.
Революция и эволюция
Ускоренное развитие китайской металлургической
промышленности напрямую связано с превращением Китая в мастерскую мира. По
данным китайского Национального бюро статистики, товарный экспорт страны
увеличился за последнее десятилетие от 266,1 млрд долл. в 2001 году до 1577,9
млрд долл. в 2010. При этом почти 45% поставок составляют такие металлоемкие
товары как промышленное оборудование и бытовая техника.
Средства, полученные от экспорта, вкладывались
китайским правительством в строительство и, в первую очередь, в создание
инфраструктуры. Всего за десять лет в восточных провинциях страны выросли целые
города, в которые переселились сотни миллионов людей с глубинных сельских
регионов. Потребление стальной продукции в Китае увеличивалось порой на десятки
процентов в год, соответственно, росло и ее производство.
За последнее десятилетие в Китае была создана
крупнейшая и современнейшая металлургическая отрасль мира. В настоящее время
более 90% национальных сталелитейных и прокатных предприятий имеют возраст
менее 12 лет. Большинство производственных линий, построенных до 2000 года,
были выведены из строя как устаревшие. Параллельно в Китае была создана своя
школа изготовления оборудования для металлургических предприятий. Если в начале
2000 годов китайские компании в основном приобретали его в Европе и Восточной
Азии, то теперь уже никого не удивляет, когда, например, украинский меткомбинат
заказывает установку по вдуванию пылеугольного топлива у китайской компании
Minmetals.
Металлургическая отрасль Китая привлекала многомиллиардные
инвестиции государства и частных компаний. При этом производство стали
увеличивалось более высокими темпами, чем потребление. В результате, если в
2003-2004 годах Китай был крупнейшим импортером стальной продукции в мире, то
всего через несколько лет он превратился в крупнейшего экспортера.
Однако взрывной рост китайской экономики имел
свои пределы. Кризис 2008 года поставил под вопрос ее экспортную модель. В 2009
году китайский экспорт сократился на 16% по сравнению с предыдущим годом. И хотя
в дальнейшем поставки снова удалось нарастить, эффект этого источника роста
постепенно снижается. Во втором полугодии 2012 года темпы роста внешних
поставок сократились до 3-5% из-за спада в Европе и неопределенного состояния
американской экономики. Например, поставки китайских товаров в страны ЕС в
ноябре прошлого года были на 18% меньше, чем за тот же период предыдущего года.
В
2008 году китайское правительство попыталось компенсировать падение экспорта,
на долю которого приходилось почти 40% ВВП страны, расширением внутреннего
потребления. Была утверждена грандиозная инвестиционная программа объемом 4
трлн юаней (586 млрд долл. по курсу на то время). Преимущественно эти средства
были вложены в жилищное и инфраструктурное строительство, а также в стимулирование
спроса на автомобили и бытовую технику. Это дало возможность поддержать
национальную промышленность и обеспечить новые рынки сбыта для металлургов. В
то время как в большинстве стран мира выплавка стали до сих пор не может
вернуться на докризисный уровень, в Китае в 2011 году уровень 2008 года был
превзойден на 36%.
Но в 2012 году ситуация в китайской
металлургической промышленности коренным образом изменилась. Прежние источники
роста оказались исчерпанными. Расширение экспорта китайских товаров резко
затормозилось. Компенсировать же эти потери за счет внутренних инвестиций, как
в 2008-2009 годах, оказалось невозможным. Антикризисная программа четырехлетней
давности и так недешево обошлась стране.
Многие объекты, построенные в то время, оказались
избыточными и ненужными. В то время в Китае появились
"города-призраки" – современные городские кварталы и улицы с
магазинами и всей необходимой инфраструктурой, рассчитанные на проживание сотен
тысяч человек, но практически пустые. В принципе, смысл в этом строительстве
был: так, большинство "городов-призраков" возникло рядом с крупными
месторождениями полезных ископаемых, которые планировалось разрабатывать в
будущем. Китайцы фактически "взяли в долг у завтра", чтобы дать
работу своим рабочим и строителям сегодня. Однако это "завтра"
пришло, а в стране просто больше нет новых крупных проектов, нуждающихся в
срочной реализации.
Кроме того, инвестиционная мегапрограмма
2008-2009 годов поставила на грань краха финансы страны. Капвложения
осуществлялись в основном в виде кредитов, выданных госпредприятиям и местным
властям. Но многие проекты, реализованные в те годы, имели очень долгосрочный
характер. Сейчас они не приносят никакой прибыли, а кредиты превратились
фактически в безвозвратные.
В
итоге темпы роста потребления стали в Китае в 2012 году упали до 3-5% – самого
низкого показателя почти за двадцать лет. Причем, согласно прогнозам
большинства местных и иностранных специалистов, такая ситуация в
металлургической промышленности страны сохранится и в ближайшие годы. Период
экспоненциального роста отрасли завершился, судя по всему, навсегда.
В
то же время металлургические компании все еще продолжают реализовывать проекты
расширения мощностей, начатые в более благополучные времена. В прошлом году в стране
вводились в строй новые предприятия. В основном – в центральных провинциях
Китая, где в последние годы создаются новые промышленные центры, использующие более
дешевую местную рабочую силу.
По данным China Iron & Steel Association
(CISA), к концу 2012 года совокупные мощности металлургической промышленности
страны превысили отметку 1 млрд тонн в год. В то же время объем выплавки стали
в 2012 году оценивается той же CISA в 720 млн тонн – всего лишь на 2,9% больше,
чем год назад. Около 30% мощностей являются избыточными, а металлургические
компании, испытывающие трудности со сбытом внутри страны, стремятся расширять
поставки за рубеж.
Китай и мировой рынок
В
2012 году китайские компании экспортировали 55,73 млн тонн стальной продукции,
что на 14% превосходит показатели прошлого года. Согласно оценкам некоторых
специалистов, в 2013 году китайский экспорт стали может достигнуть 62-64 млн
тонн.
Все это еще, как говорится, полбеды, однако
расширение китайских поставок стальной продукции происходит на фоне спада на
мировом рынке стали. В последние годы обороты в глобальной торговле прокатом
уменьшаются вследствие экономического кризиса и увеличения собственного
производства стали в странах-импортерах – Иране, ОАЭ, Вьетнаме, Южной Корее.
Поэтому китайская экспансия происходит часто за счет других поставщиков.
Для украинских металлургов конкуренция со
стороны китайских компаний была наиболее болезненной во второй половине 2000
годов. Тогда они не только потеряли китайский рынок, но и были вынуждены резко
сократить, а то и полностью прекратить поставки стальной продукции в страны
Восточной и Юго-Восточной Азии. Хорошо еще, что в Китае действует 25%
экспортная пошлина на полуфабрикаты, из-за которой китайские компании не
продают за рубеж заготовки и слябы.
До
недавнего времени большая часть китайского экспорта стали приходилась на Южную
Корею, Японию, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, США и Индию.
Объемы поставок в Европу и на Ближний Восток были ограниченными вследствие высоких
затрат на транспортировку. Таким образом, украинский и китайский прокат сравнительно
мало пересекались на мировом рынке.
Однако во второй половине 2012 года здесь
произошли серьезные изменения. Тарифы на фрахт упали, а китайские компании
из-за проблем на внутреннем рынке были вынуждены опустить внутренние котировки.
Благодаря этому их продукция оказалась конкурентоспособной на нетрадиционных
для нее рынках. Поставки китайского проката в Западную Европу при этом возросли
незначительно из-за спада в Евросоюзе, а вот на Ближнем Востоке и в Африке
китайское присутствие заметно усилилось.
Так, осенью прошлого года в этих регионах
началась экспансия китайских поставщиков катанки и арматуры. Эта продукция
продавалась на 40-60 долл./тонн дешевле, чем украинская или турецкая, так что
многие потребители заключали сделки с китайскими компаниями, несмотря на
длительные сроки доставки и сомнительное качество.
Примерно в то же время возросла активность
китайских поставщиков плоского проката в Италии. Эпизодически эта продукция
появлялась даже на турецком рынке, хотя в основном не пользовалась спросом
из-за своей дороговизны. Зато японские и корейские компании, вытесненные
китайцами с традиционных рынков сбыта, начали интенсивно предлагать свою
продукцию в страны Персидского залива. При этом на протяжении всего четвертого
квартала прошлого года она была как минимум не дороже украинской.
Следует ли украинским металлургам опасаться
продолжения этой экспансии в текущем году? В ближайшие несколько месяцев –
пожалуй, нет. Если осенью китайская продукция могла успешно соперничать с
украинской на основных рынках, то теперь ее стоимость оказалась значительно
выше. Здесь сыграла свою роль ахиллесова пята китайской металлургии – высокая
себестоимость.
Парадокс: в Китае добывается больше железной
руды, чем во всем остальном мире вместе взятом, но национальная металлургия
работает в основном на импортном сырье. В 2012 году Китай импортировал порядка
730 млн тонн ЖРС, что составляет около двух третей от всего объема глобальной
торговли. Все дело в том, что основные месторождения в Китае исчерпаны, поэтому
местным компаниям приходится разрабатывать залежи, в которых содержится порой
не более 15% железа. Из-за этого руда в Китае дорога.
А
в начале текущего года ее стоимость вообще подскочила до более 155 долл./тонн
CFR – самого высокого уровня с октября 2011 года. Китайским компаниям
приходится поднимать котировки на стальную продукцию, так что сейчас их уровень
существенно превышает украинский. Более того, вполне вероятно, что украинские
компании весной этого года смогут поставлять свой плоский прокат в Азию – на
исконно китайскую территорию.
Правда, не стоит забывать и о том, что
нынешний подъем цен на железную руду и стальную продукцию в Китае объясняется в
основном благоприятными ожиданиями. Предполагается, что китайское правительство
в текущем году вложит крупные инвестиции в расширение железнодорожной сети, что
стимулирует как экономический рост в стране, так и потребление стальной
продукции. Если эти надежды не оправдаются в полной мере, дешевая китайская
сталь снова появится на мировом рынке в больших количествах. И тогда всем
прочим экспортерам придется нелегко.
Виктор Тарнавский МинПром -14.01.2013 |